Согласно п. 4 ст. 1515 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от лица, нарушившего исключительное право на товарный знак, вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Заявляя требование о взыскании компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы, подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере. Подчеркнем, что под обоснованием размера взыскиваемой суммы понимается не представление доказательств фактически понесенных потерь или расходов, которые правообладатель, право которого нарушено, будет вынужден в связи с этим произвести в будущем. Напомним, что, предъявляя требование о выплате компенсации, правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
В п. 62 Постановления № 10 указано, что по требованию о взыскании компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей суд определяет сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше заявленного истцом требования. Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение, учитывая, что истец предоставляет доказательства, обосновывающие размер компенсации, а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности:
- обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике);
- характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т. п.);
- срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно);
- вероятные имущественные потери правообладателя;
- являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя.
Кроме того суд принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Полагаем, что в целях определения размера истребуемой компенсации могут учитываться:
- количество допущенных нарушений,
- период, в течение которого нарушитель реализовывал контрафактные товары, и т. п.
Однако подчеркнем, что универсального механизма и критериев, которые бы позволяли однозначно определить размер компенсации, подлежащей взысканию с нарушителя, ни закон, ни иные правовые акты не предусматривают.
В уже упомянутом п. 61 Постановления № 10 разъяснено, что, заявляя требование о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), истец должен представить:
- расчет и обоснование взыскиваемой суммы,
- а также документы, подтверждающие стоимость права использования либо количество экземпляров (товаров) и их цену.
В случае невозможности представления доказательств истец вправе ходатайствовать об истребовании таких доказательств у ответчика или третьих лиц.
Для подтверждения расчета и стоимости нарушенного права допускается предоставление данных о стоимости исключительного права, в том числе и из зарубежных источников. Организации по управлению правами в качестве одного из доказательств вправе привести ссылки на утвержденные ими ставки и тарифы в обоснование расчета взыскиваемой компенсации. Названные доказательства оцениваются судом по правилам об оценке доказательств и не имеют преимущества перед другими доказательствами. Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, то определение размера компенсации осуществляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование тем способом, который использовал нарушитель.
Как показывает судебная практика, для целей расчета компенсации в двукратном размере стоимости права использования обычно используются заключенные правообладателем лицензионные договоры, предметом которых является предоставление товарного знака для использования в целях, аналогичных тем, в которых товарный знак незаконно использовался нарушителем (см. постановления Суда по интеллектуальным правам от 27.10.2023 № С01-1875/2023 по делу № А10-8349/2022, от 04.04.2023 № С01-326/2023 по делу № А66-7383/2022, от 17.10.2023 № С01-1427/2023 по делу № А23-7470/2022).
Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), то при определении размера компенсации за основу следует принимать ту стоимость этих экземпляров (товаров), по которой они фактически продаются или предлагаются к продаже третьим лицам.
Так, если контрафактные экземпляры (товары) проданы или предлагаются к продаже нарушителем на основании договоров оптовой купли-продажи, должна учитываться именно оптовая цена товаров (последний абз. п. 61 Постановления № 10). Следовательно, при взыскании компенсации в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, для обоснования истребуемой суммы необходима информация о количестве и стоимости проданного (предлагавшегося к продаже) контрафактного товара именно нарушителем. Принципиально соответствующая информация может содержаться и в упомянутых в вопросе данных Россельхознадзора.
Однако если полученная из Россельхознадзора информация не отвечает этому требованию, истец, как уже указано выше, вправе заявить ходатайство об истребовании доказательств, подтверждающих количество проданного контрафактного товара и цену продажи, непосредственно у ответчика или у третьих лиц либо подтвердить объем и цену продажи контрафактного товара иными допустимыми доказательствами. В их отсутствие стоимость контрафактных товаров считается не установленной, что препятствует удовлетворению требования о взыскании компенсации (см. постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.04.2022 № С01-240/2022 по делу № А65-1615/2021).