Top.Mail.Ru

Должен ли работодатель привлекать независимый профсоюз для ведения коллективных переговоров по утверждению коллективного договора, а также для предоставления мотивированного мнения при утверждении локальных документов?

Вопрос
На предприятии имеется первичный профсоюзный орган, который объединяет половину работников предприятия. Один из работников зарегистрировал за собой независимый первичный профсоюз, в который объединил 10 работников того же предприятия. Должен ли работодатель привлекать этот независимый профсоюз для ведения коллективных переговоров по утверждению коллективного договора, а также для предоставления мотивированного мнения при утверждении локальных документов?
Отвечает

Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении коллективного договора представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

В случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем (ч. 1 ст. 30 ТК РФ).

В силу ст. 37 ТК РФ интересы всех работников данного работодателя по разработке и заключению коллективного договора представляют:

  • единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, которые объединяют в совокупности более половины работников данного работодателя (ч. 2 ст. 37 ТК РФ);
  • первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации (ч. 3 ст. 37 ТК РФ);
  • первичная профсоюзная организация, которая не объединяет более половины работников данного работодателя, но уполномочена на ведение коллективных переговоров решением общего собрания (конференции) работников; иной представитель (представительный орган), избранный общим собранием (конференцией) работников, который наделен соответствующими полномочиями (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

Часть 5 ст. 37 ТК РФ обязывает перечисленных выше субъектов, наделенных правом ведения коллективных переговоров, одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале таких переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если первичные профсоюзные организации не ответили на это предложение или ответили на него отказом, коллективные переговоры могут начаться без их участия. При этом за ними сохраняется право в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Таким образом, первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, не наделена правом выступать с самостоятельной инициативой о проведении коллективных переговоров и представлять в данных переговорах интересы всех работников организации. Такой профсоюз может быть привлечен к участию в коллективных переговорах в составе единого представительного органа, образованного совместно с другим профсоюзом (или профсоюзами). При этом указанный единый представительный орган создается именно по решению выборных органов соответствующих первичных профсоюзных организаций, а не работодателя. Работодатель обязан лишь создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК РФ). Трудовое законодательство не обязывает работодателя привлекать указанную первичную профсоюзную организацию к проведению коллективных переговоров, если она не направит своих представителей в состав единого представительного органа.

Также отметим, что работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 ТК РФ). Когда ТК РФ требует учитывать при принятии локального нормативного акта мнение представительного органа работников, такой акт согласовывается с первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников (ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 31 ТК РФ).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов предусмотрен ст. 372 ТК РФ. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Таким образом, если профсоюз объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии локального нормативного акта не требуется. Однако в силу ч. 2 ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Тогда мнение первичной профсоюзной организации должно быть учтено при принятии локального нормативного акта.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Можно ли за допработу доплачивать 100% от ФОТ по вакантной должности?

Можно ли с учетом норм ТК РФ производить доплату за поручение дополнительной работы в порядке ст. 60.2 ТК РФ основному работнику в размере 100% от фонда оплаты труда по вакантной должности? В документах, устанавливающих систему оплаты труда в организации, не предусмотрен порядок определения размера доплаты за совмещение.

Входит ли единовременное денежное поощрение в систему оплаты труда?

Можно ли единовременное денежное поощрение, предусмотренное положением об оплате труда (в разделе «Стимулирующие выплаты»), считать входящим в систему оплаты труда и включать в расчет среднего заработка, если оно выплачивается к государственным и профессиональным праздникам и за безупречную и эффективную работу из экономии фонда оплаты труда? Что входит и что не входит в систему оплаты труда? Что не включается в расчет среднего заработка?

Можно ли предоставить работнику оплачиваемый отпуск начиная с праздника?

Можно ли предоставить работнику оплачиваемый отпуск начиная с праздничного дня? Если на отпуск попадает нерабочий праздничный день, то он в отпуск не входит. А как этот день помечается в приказе на отпуск?

Может ли вахтовый метод работы быть установлен не на Крайнем севере?

Строительная компания находится в г. Казани. Хотим принять работника на работу, например, из Апастово или Набережных Челнов. Работнику для проживания предоставляем квартиру. Сотрудники работают по графику вахтовым методом. Можно ли считать это вахтовым методом работы? Или вахтовый метод может быть только на Севере?

Сколько раз в течение года работодатель имеет право привлекать сотрудника к работе в выходной день?

Должна ли организация выплачивать вместе с отпускными заработную плату за отработанные в текущем месяце дни?

Сотрудник идет в ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в середине месяца (с 19-го числа). Должна ли организация выплачивать вместе с отпускными заработную плату за отработанные в этом месяце дни?

На какую ставку может быть принят сотрудник на работе по внешнему совместительству, если по основному месту работы он трудится на 0,5 ставки?

Работник трудится по основному месту работы на 0,5 ставки. Может ли этот работник быть принят по внешнему совместительству в другую организацию на 0,75 ставки, или он может быть принят по внешнему совместительству не более чем на 0,5 ставки?

Как правильно исчислять дни, предусмотренные ч. 1 ст. 193 ТК РФ для предоставления работником письменного объяснения до применения к нему дисциплинарного взыскания?

В соответствии с ч. 1 ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Какие дни следует понимать под двумя «рабочими днями» (рабочие дни по графику работы конкретного работника («сутки через трое») либо рабочие дни по графику работы при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными)? С какого дня начинает течь срок представления письменных объяснений? В какой день можно составить акт об отказе от дачи объяснительной, если работник отказался дать объяснение либо его не представил, – в день, следующий за вторым рабочим днем работника, при этом не важно, является ли для работника этот день рабочим или выходным, или в третий рабочий день работника по его рабочему графику?