Top.Mail.Ru
Вопрос
Можно ли возложить на сотрудника дополнительные обязанности по ведению кадровой части с доплатой, если этой должности у нас в штате нет?
Отвечает

Дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Это не требует внесения изменений в штатное расписание (введения новой должности кадровика). Однако, как мы поняли из вопроса, речь идет о дополнительной работе, поручаемой сотруднику с отличной от кадровика трудовой функцией, поэтому в данном случае нормы о расширении зон обслуживания, увеличении объема работ неприменимы.

Трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Таким образом, если речь идет о выполнении совершенно разных функциональных обязанностей (например, механик выполняет обязанности кадровика), которые невозможно выполнять в одно и то же рабочее время, работодателю придется внести должность кадровика в штатное расписание. Причем это может быть не полная ставка, а часть ставки пропорционально планируемой нагрузке сотрудника. И затем оформить работу по совместительству с заключением второго трудового договора.

Однако если для сотрудника поручаемая работа является более или менее схожей с его основными обязанностями и возможно ее выполнять одновременно с работой по ранее заключенному трудовому договору (скажем, секретарь будет вести кадровый учет), то можно говорить о совмещении согласно ст. 60.2 ТК РФ. Но и в этой ситуации потребуется вводить должность кадровика в штат. ТК РФ позволяет работодателю возложить на сотрудника дополнительные обязанности в течение рабочего дня при наличии письменного согласия специалиста. Поручаемая сотруднику дополнительная работа по другой профессии (должности) предполагает доплату.

В любом случае все условия дополнительного труда должны быть согласованы сторонами и зафиксированы в соглашении. Это может быть как дополнительное соглашение к трудовому договору, так и отдельное соглашение с указанием дополнительных обязанностей, порядка их выполнения, срока (при необходимости ограничения выполнения дополнительной работы по сроку), объема работы, размера платы.

На практике используют еще и такой вариант (тоже в ситуации, когда изначально трудовая функция сотрудника не сильно далеко отстоит от кадровой работы, например, если бухгалтеру хотят поручить вести кадровый учет). В должностную инструкцию и/или трудовой договор вносятся дополнительные обязанности, связанные с кадровой работой, одновременно вместо введения доплаты потребуется соразмерно увеличить фиксированную часть заработной платы (оклад) согласно штатному расписанию. И тогда получится, что в вашей компании у сотрудника по определенной должности теперь будет расширенный функционал, за что ему будет полагаться увеличенный размер оплаты труда. Образец оформления соглашения о выполнении дополнительных обязанностей приводим ниже.

Однако помните, что в случае, если трудовые обязанности по первоначальной должности и новой работе слишком сильно разнятся, у проверяющих могут возникнуть вопросы о том, почему вы не стали оформлять данные взаимоотношения:

  • в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ (как совмещение двух должностей, предусмотренных штатным расписанием, в одно и то же рабочее время с доплатой по соглашению о совмещении) или
  • согласно ст. 60.1 ТК РФ (как внутреннее совместительство также по двум должностям, предусмотренным штатным расписанием, но в разное рабочее время и с отдельной оплатой труда по второму трудовому договору).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Оформляем работу по субботам

Увольняется специалист. Замену ему нашли в последний день. Работа сложная, много специфики. В общем, дела передали, а знания – ​нет. Старый работник согласен помогать еще пару месяцев, но только по субботам (на новом месте работы тоже стандартная пятидневка). Новый работник хочет всему у него научиться. Как проводить эти «субботники»? Что необходимо учесть? Какой вариант более выгоден работодателю при оформлении трудовых отношений с новым сотрудником (работа в выходной, совместительство, изменение режима рабочего времени)? Как избежать необходимости оплаты переработок? Какие есть механизмы выхода на норму рабочего времени? Стоит ли рассматривать вариант с заключением договора гражданско-правового характера (ГПХ)? Как поступить, если увольняющийся работник не сдержит слово, а документы о допработе уже оформлены? В статье подробно разбираем эту ситуацию и связанные с нею вопросы. Ведь столкнуться с ней может любой кадровик. Приводим образцы формулировок для трудовых договоров с прежним и новым сотрудниками о работе по совместительству на период передачи дел, условий об установлении особого режима работы.

Необходимо ли доводить до МРОТ доплату за дополнительную работу?

Работник трудится по основному месту работы уборщиком целый месяц, в течение этого месяца ему приказом устанавливают доплату за расширение зон обслуживания (выполняет работу другого уборщика), заработная плата по основной работе доводится до МРОТ. Необходимо ли доводить до МРОТ доплату за другого уборщика, или эта доплата до МРОТ не доводится, а начисляется сверх МРОТ по основной работе?

Может ли работник у второго работодателя подписывать документы электронной подписью, выданной по основному месту работы?

Работник, трудящийся дистанционно по совместительству на 0,5 ставки, имеет квалифицированную электронную цифровую подпись от основной организации (в сертификате указана данная организация). Может ли работник у второго работодателя подписывать документы электронной подписью, выданной по основному месту работы? Имеет ли работник право переслать ее для работы в Единой информационной системе в сфере закупок другому работодателю?

Как внести записи в трудовую книжку, если директор переведен с совместителя на основную работу?

Как правильно сделать запись в трудовой книжке, если работник был учредителем и директором ООО в своей фирме. Мы его приняли заместителем директора по совместительству, потом перевели директором тоже по совместительству. Затем работа в качестве директора (по совместительству) становится основной. Записи по основному месту работы о совместительстве не было, там его уволили и сделали запись об увольнении. Как правильно внести запись в трудовую книжку о том, что он был принят сначала по совместительству заместителем директора, потом по совместительству директором, а потом на основную работу директором? Очень прошу написать и объяснить примером.

Оформляем допработу: расширение зон обслуживания и увеличение объема работы

Работодатели время от времени нагружают работников дополнительной работой и за это выплачивают премии. Однако по закону в случае расширения зон обслуживания или увеличения объема работы необходимо осуществлять доплату. Причем ее размер должен устанавливаться не работодателем в одностороннем порядке, а быть согласованным с работником. Оформить все это правильно совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Расскажем подробно про возложение на работника дополнительной работы в порядке расширения зон обслуживания (увеличения объема работы). Поясним различия между расширением зон обслуживания и увеличением объема работы, а также дадим готовые образцы документов, которые можно использовать в своей работе.

Сокращается должность работника по основному месту работы. Можно ли сократить его же с должности, которую он занимает по совместительству

Сотрудник занимает две должности по 0,5 ставки (основное место работы и внутреннее совместительство). Сокращается должность по основному месту работы. Возможно ли уволить работника с места работы по совместительству также по сокращению штата, если должность (штатная единица), занимаемая совместителем, не сокращается?

Тонкости оформления совмещения: как избежать рисков

Соблюдение норм трудового законодательства и учет сложившейся судебной практики его применения при оформлении совмещения профессий (должностей) позволит работодателю избежать многих рисков. Посмотрим, когда применяется совмещение, в каких случаях его оформлять нельзя, а также перечень документов, которые необходимо составить.

Правильное оформление гендиректора по совместительству

Вопрос касается правильного оформления гендиректора по совместительству. Работник в фирме «А» числится заместителем гендиректора. Место работы является основным (г. Москва). В фирме «Б» он числится генеральным директором по совместительству. Фирма находится в другом городе. В трудовом договоре гендиректора прописано «настоящий трудовой договор является договором по основной работе». Верно ли это? Нужно ли письменное согласие гендиректора из фирмы «А» о работе по совместительству своего сотрудника в фирме «Б»? Какие еще нюансы есть в оформлении гендиректора по совместительству?