Top.Mail.Ru

Можно ли расходы на изготовление вывески с названием организации учесть в целях налогообложения прибыли?

Вопрос
Для организации изготовили вывеску с ее названием с целью установки на здании. Стоимость вывески с названием организации, установленной на здании, превышает 40 000 руб. Можно ли эти расходы учитывать в целях налогообложения прибыли?
Отвечает

Затраты на создание вывески организация вправе учесть при налогообложении в составе сумм начисленной амортизации. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В силу п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

В нашем случае затраты на изготовление вывески могут рассматриваться в качестве расходов капитального характера, направленных на создание отдельного объекта амортизируемого имущества, если соблюдены все условия п. 1 ст. 256 НК РФ.

Отдельно отметим, что на основании абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ налогоплательщик имеет право посредством амортизации погасить стоимость только тех объектов вложения капитальных расходов, которые используются им для извлечения дохода. Таким образом, включение в расходы (в т.ч. в амортизационные отчисления) в целях налогового учета зависит от того, как связана цель приобретения или создания объекта с целями уставной деятельности организации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, налогоплательщик вправе отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

При этом если имущество амортизируемое, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления. Если же оно амортизируемым не является, затраты (тоже как рекламные) учитываются в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании п. 4 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821).

В отношении отнесения затрат на создание вывески на расходы в налоговом учете (в т.ч. через амортизацию) необходимо учитывать положения подп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Согласно этой норме на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, не распространяются положения Закона о рекламе, в том числе и положения ч. 9 ст. 19. Из нее следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа.

Пунктом 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

О разграничении понятий «реклама» и «вывеска» неоднократно информировала Федеральная антимонопольная служба РФ. Так, со ссылкой на указанные выше положения Закона о рекламе и Закона о защите прав потребителей ФАС России разъяснено, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом нахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. К данным сведениям не применяются требования законодательства РФ о рекламе. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота (письма от 24.01.2011 № АК/1829, от 31.05.2010 № АК/16754, от 05.04.2010 № АК/9402, от 23.07.2009 № АЦ/24234).

О том, что вывеска, расположенная на здании в месте нахождения организации, содержащая наименование фирмы, адрес и режим работы (т.е. обязательные требования, предъявляемые к вывеске информационного характера Законом о защите прав потребителей), не является рекламой, есть официальное мнение контролирующих органов, выраженное в уже упомянутом письме Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821.

Судебная практика

Данное мнение согласуется с позицией ВАС РФ. Из п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» следует, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.

Таким образом, учитывая содержание и особенности размещения вывески (размещение информации о названии организации, размещение на производственном цехе), можно полагать, что она не является рекламой.

Как сказано нами ранее, размещение вывески с наименованием организации, указывающей на ее местонахождение (или на местонахождение ее производственных подразделений), у входа в занимаемое помещение является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся обычаям делового оборота. Учитывая, что, размещая подобную информацию, организация исполняет требования п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей, полагаем, что расходы на изготовление такой вывески соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. При этом, поскольку вывеска в рассматриваемом случае не содержит информации рекламного характера и, соответственно, рекламой не является, признавая такие расходы при налогообложении прибыли, не следует относить их к рекламным расходам.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Поскольку первоначальная стоимость вывески, размещенной на здании, в котором расположен производственный цех, превышает 40 000 рублей и срок полезного использования составляет более 12 месяцев, расходы по изготовлению и размещению такого имущества включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации. Данная ситуация была рассмотрена в письме УМНС по Новосибирской области от 14.08.2003 № МШ-08-7/13145.

В письме Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821 также был сделан вывод о том, что, если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление (приобретение) и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Отметим также, что, если бы характеристика вывески не удовлетворяла требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ, такое имущество не могло бы быть признано амортизируемым. В этом случае затраты по изготовлению вывески следовало бы учесть в составе материальных на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сотрудника восстановили на работе. Выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Организация в мае 2017 года сделала следующие бухгалтерские проводки по начислению и выплате выходного пособия: Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - начислено выходное пособие; Дебет 70, Кредит 51 «Расчетный счет» - выплачено выходное пособие. После восстановления сотрудника на работе выплаченное выходное пособие у него не удерживалось, записей по счетам бухгалтерского учета бухгалтерия организации пока не производила. Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

На учет принято ОС 1-ой амортизационной группы. В 2017 году используется старая форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество?

Организация приняла на учет основное средство первой амортизационной группы. Организация в 2017 году использует старую форму налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Должна ли его стоимость попадать в налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество? Если должна, то в какие разделы и строки? Должна ли строка 210 раздела 2 расчета по авансовому платежу по налогу на имущество совпадать с разностью 01 и 02 счетов и со строкой на конец квартала раздела 2?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ?

Заключены договоры, обязательства по которым учитываются в долларах США, а оплата производится в рублях РФ по курсу ЦБ РФ на дату оплаты. Договор предусматривает 50 % предоплату. Каким образом оформлять счет на оплату, счет-фактуру или универсальный передаточный документ? Необходимо ли оформлять два счета-фактуры с указанием суммы в рублях и в иностранной валюте?

Облагаются ли НДС штрафы за простой транспортных средств организации, оказывающей транспортные услуги?

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. ­Облагаются ли штрафы за простой НДС?

Не запрещен ли возврат денежных средств за неоказанные услуги на счет банковской карты покупателя, если он внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и представил заявление об отказе от оказания услуг?

Не запрещен ли законодательно возврат денежных средств за неоказанные услуги по заявлению покупателя на счет его банковской карты, если клиент внес аванс по эквайрингу через банковский терминал с применением онлайн-кассы и в дальнейшем представил заявление об отказе от оказания услуг и попросил вернуть деньги безналичным путем на счет пластиковой карты без личного присутствия (в связи с тем, что согласование возврата не могло быть произведено в момент отказа от услуги)?

Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной (форма ТОРГ-12)ответственными лицами покупателя или достаточно одной подписи?

Покупателю товар доставляется силами поставщика. Приемка товара осуществляется на территории (складах) покупателя ответственными лицами покупателя, которые и подписывают товарную накладную (форма ТОРГ-12). Впоследствии подписанная товарная накладная передается в бухгалтерию. Обязательно ли проставление двух подписей в строке «Груз получил грузополучатель» и в строке «Груз принял» на товарной накладной со стороны ­покупателя или достаточно проставления одной подписи?

В положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?

В положении о премировании организации закреплены следующие положения: 1) премирование - это право работодателя, а не обязанность; 2) текущие премии могут начисляться по усмотрению директора по мотивированному представлению руководителя подразделения (текущее премирование может осуществляться по итогам работы за каждый календарный месяц работы в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей и правил трудовой дисциплины); 3) определен лишь предельный размер текущих премий (до 500 % должностного оклада). То есть в положении о премировании закреплено, что премии начисляются по усмотрению руководителя подразделения и директора, конкретные схемы начисления текущих премий не прописаны. Является ли это нарушением законодательства?