Затраты на создание вывески организация вправе учесть при налогообложении в составе сумм начисленной амортизации. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В силу п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
В нашем случае затраты на изготовление вывески могут рассматриваться в качестве расходов капитального характера, направленных на создание отдельного объекта амортизируемого имущества, если соблюдены все условия п. 1 ст. 256 НК РФ.
Отдельно отметим, что на основании абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ налогоплательщик имеет право посредством амортизации погасить стоимость только тех объектов вложения капитальных расходов, которые используются им для извлечения дохода. Таким образом, включение в расходы (в т.ч. в амортизационные отчисления) в целях налогового учета зависит от того, как связана цель приобретения или создания объекта с целями уставной деятельности организации.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, налогоплательщик вправе отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При этом если имущество амортизируемое, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления. Если же оно амортизируемым не является, затраты (тоже как рекламные) учитываются в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании п. 4 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821).
В отношении отнесения затрат на создание вывески на расходы в налоговом учете (в т.ч. через амортизацию) необходимо учитывать положения подп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Согласно этой норме на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, не распространяются положения Закона о рекламе, в том числе и положения ч. 9 ст. 19. Из нее следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
О разграничении понятий «реклама» и «вывеска» неоднократно информировала Федеральная антимонопольная служба РФ. Так, со ссылкой на указанные выше положения Закона о рекламе и Закона о защите прав потребителей ФАС России разъяснено, что указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом нахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. К данным сведениям не применяются требования законодательства РФ о рекламе. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1538 ГК РФ юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота (письма от 24.01.2011 № АК/1829, от 31.05.2010 № АК/16754, от 05.04.2010 № АК/9402, от 23.07.2009 № АЦ/24234).
О том, что вывеска, расположенная на здании в месте нахождения организации, содержащая наименование фирмы, адрес и режим работы (т.е. обязательные требования, предъявляемые к вывеске информационного характера Законом о защите прав потребителей), не является рекламой, есть официальное мнение контролирующих органов, выраженное в уже упомянутом письме Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821.
Судебная практика
Данное мнение согласуется с позицией ВАС РФ. Из п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» следует, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.
Таким образом, учитывая содержание и особенности размещения вывески (размещение информации о названии организации, размещение на производственном цехе), можно полагать, что она не является рекламой.
Как сказано нами ранее, размещение вывески с наименованием организации, указывающей на ее местонахождение (или на местонахождение ее производственных подразделений), у входа в занимаемое помещение является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся обычаям делового оборота. Учитывая, что, размещая подобную информацию, организация исполняет требования п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей, полагаем, что расходы на изготовление такой вывески соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. При этом, поскольку вывеска в рассматриваемом случае не содержит информации рекламного характера и, соответственно, рекламой не является, признавая такие расходы при налогообложении прибыли, не следует относить их к рекламным расходам.
На основании п. 1 ст. 256 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
Поскольку первоначальная стоимость вывески, размещенной на здании, в котором расположен производственный цех, превышает 40 000 рублей и срок полезного использования составляет более 12 месяцев, расходы по изготовлению и размещению такого имущества включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации. Данная ситуация была рассмотрена в письме УМНС по Новосибирской области от 14.08.2003 № МШ-08-7/13145.
В письме Минфина России от 14.12.2011 № 03-03-06/1/821 также был сделан вывод о том, что, если стоимость вывески, а также срок ее эксплуатации соответствуют условиям, установленным для амортизируемого имущества, затраты организации на изготовление (приобретение) и монтаж такой вывески учитываются для целей налогообложения прибыли через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Отметим также, что, если бы характеристика вывески не удовлетворяла требованиям п. 1 ст. 256 НК РФ, такое имущество не могло бы быть признано амортизируемым. В этом случае затраты по изготовлению вывески следовало бы учесть в составе материальных на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.