Обратиться в органы исполнительной власти может каждый. Но как это сделать на практике, если необходимо разъяснение по вопросам социального или трудового законодательства?
Читали ли вы когда-нибудь наши законы? Читали! А все ли в них вам было понятно? Риторический вопрос. Если бы все было понятно, то граждане и организации не обращались бы в органы власти с просьбой разъяснить ту или иную норму законодательства. Рассмотрим, как задавать вопросы в органы, имеющие право давать разъяснения в сфере социального законодательства.
Обратиться к органам может каждый
Согласно общей презумпции знания закона граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование федеральных законов, а также нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан.
Этого, однако, мало. Часто законодательство пестрит юридическими и профессиональными терминами, которые затрудняют нормальное понимание изначального смысла. В этом случае может помочь консультация специалиста. А консультация государственного органа, осуществляющего правоприменение, к тому же является бесплатной. Но главная ее ценность, конечно, не в этом. А в том, что следуя разъяснениям компетентных органов, можно избежать ответственности за неправильное применение нормы.
Внимание! Согласно ч. 9 ст. 25 и п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений, данных ему либо неопределенному кругу лиц Пенсионным фондом РФ, ФСС РФ или Минздравсоцразвития (уполномоченным должностным лицом этих органов), исключает вину плательщика, а также начисление пени на сумму недоимки в случае, если такие разъяснения привели к правонарушению.
Получить консультацию в компетентных органах возможно как лично, так и направив письменный запрос. Разберемся, куда идти и как писать, чтобы получить разъяснения об интересующем вопросе.
Спросим Пенсионный фонд
Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) дает разъяснения о вопросах, отнесенных к его компетенции. Это вопросы:
- организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организации и ведения государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
- организации работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- контроля за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
На приеме лично
Прием граждан и представителей организаций ПФР осуществляет в порядке, установленном Положением об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.08.2005 г. № 159п.
Прием граждан осуществляют Первый заместитель и заместители Председателя Правления ПФР, Исполнительный директор ПФР, руководители структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и их заместители, а также иные должностные лица, наделенные необходимыми для этого полномочиями, по вопросам, относящимся к их компетенции, не реже одного раза в квартал.
Прием граждан ведется по средам с 10.00 до 13.00 часов, как правило, в рабочих кабинетах руководителей либо в помещении приемной ПФР (ул. Донская, д. 4, кабинет 101).
В случае, когда вопросы, поставленные заявителем, не могут быть решены непосредственно в ходе приема граждан, посетителю предлагается оставить заявление в письменной форме, которое с резолюцией принимающего должностного лица передается в Управление для регистрации и последующего направления для рассмотрения и разрешения по существу поставленных вопросов в соответствии с имеющейся резолюцией. На лицевой стороне первого листа такого обращения проставляется штамп «Принято в приемной Пенсионного фонда Российской Федерации», подпись лица, принявшего заявление, и дата приема.
Поступившие обращения рассматриваются подразделениями Исполнительной дирекции ПФР...