Трудовое законодательство выделяет несколько видов работ, которые выполняются в дороге (в пути, полевых условиях, экспедиционного характера и разъездная). Поездки таких сотрудников не являются командировками, однако работодателю приходится оплачивать расходы на проезд, наем жилья, суточные и пр. Работодатели отдельных отраслей обязаны производить работникам надбавки за разъездной характер работы. Научимся грамотно оформлять документы для таких ситуаций.
Практически в каждой организации имеются сотрудники, работа которых проходит в дороге. Данные поездки не являются командировками, в то же время таким работникам оплачиваются затраты на проезд, по найму жилья, суточные и иные расходы. Причем возмещение работодателем указанных затрат становится возможным только в случае правильного оформления трудовых отношений с работниками, утверждения «разъездного» перечня и порядка возмещения затрат.
«Разъездные» работники
В ТК РФ выделены следующие формы работ для сотрудников, не сидящих на рабочих местах (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ):
- работа в пути;
- работа в полевых условиях;
- работа экспедиционного характера;
- разъездной характер работы.
При этом в Кодексе отсутствует определение указанных работ. В ч. 1 ст. 166 ТК РФ лишь сказано, что служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Так что обратимся к иным нормативным правовым актам, где дана характеристика указанных работ.
Работа в пути
Обычно к работе, осуществляемой в пути, относят работу, выполняемую при движении транспортного средства.
Приведем примеры работ в пути, рассмотренные в постановлении Совмина РСФСР от 12.12.1978 № 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков». Речь здесь идет о капитанах-наставниках, лоцманах, контролерах пассажирского транспорта, кондукторах, водителях, постоянно работающих на междугородных перевозках, и т.д.
Работа в полевых условиях
Полевые условия – это особые условия производства геологоразведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Это определение дано в п. 2 ныне не действующего Положения о выплате полевого довольствия1.
Распространим это определение и на другие отрасли. Полевые условия – это особые условия работы, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
Работы экспедиционного характера
Законодатель не разъясняет понятие работ экспедиционного характера. Думаем, что в данном случае имеется в виду деятельность экспедиторов. Поэтому в качестве примера рассмотрим транспортную экспедицию.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Экспедитор – это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг (п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).
В обязанности экспедитора по перевозке грузов входит сопровождение груза к месту назначения, обеспечение необходимого режима хранения и сохранность груза при транспортировке, сдача доставленного груза и оформление приемо-сдаточной документации. На это указано в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.
Разъездной характер работы
Согласно п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС (утверждена приказом МЧС России от 10.01.2008 № 3) разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства. Заметим, что указанное определение также относится к работам в пути.
Обратимся к Положению о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87. Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации.
Так что разъездной характер работы – это осуществление регулярных служебных поездок. К этой категории относятся следующие работники: курьеры, торговые агенты, почтальоны и т.д.
Определяем характер работ
Как видите, в действующем законодательстве отсутствуют четкие понятия разъездной работы, работы в пути, в полевых условиях и работ...