В советские времена гарантии (компенсации) сотрудникам, работающим во вредных условиях труда, предоставлялись согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (далее – Список). При этом работодатель определял, имеются ли должности из штатного расписания или работы, фактически выполняемые работниками, в Списке, и устанавливал в отношении них соответствующие компенсации, указанные в Списке.
Позже в данной области была принята концепция предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от конкретных условий труда на рабочих местах, установленных при проведении аттестации рабочих мест (сначала действовал приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569, утвердивший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который впоследствии сменил Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Однако Список продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.
Гарантии (компенсации), которые необходимо предоставлять работникам по результатам аттестации рабочих мест (АРМ), если их должности (профессии) отсутствовали в Списке, определялись постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – Постановление № 870).
В 2013 г. был принят Закон о спецоценке, а позднее – методика проведения спецоценки1 (СОУТ), которая изменила способы оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности. В связи с этим нередко складывается ситуация, когда работодатели, проводя СОУТ после истечения сроков действительности результатов АРМ, получают иные подклассы вредности (например, АРМ был установлен подкласс вредности 3.3, по которому предоставлялись гарантии (компенсации), а по результатам СОУТ установлен подкласс 3.2, по которому должны предоставлять меньший объем гарантий (компенсаций)).
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее – Закон об изменениях) были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе и ТК РФ. В частности, внесены изменения в ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Теперь именно данные статьи являются основными нормами, в соответствии с которыми предоставляются компенсации работникам. Постановление № 870 утратило силу с 11.08.2014 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.07.2014 № 726.
Однако Список еще не отменен, он действует в части, не противоречащей ТК РФ, в том числе и указанным нормам. Поэтому на практике у работодателей нередко возникают вопросы о совместном применении статей ТК РФ и Списка.