Как оспорить решение ФСС РФ о присвоении повышенного класса профессионального риска

Организации обязаны в срок до 15 апреля представлять в Фонд социального страхования России документы, подтверждающие их основной вид экономической деятельности. Это нужно для присвоения класса профессионального риска и установления тарифа взносов на травматизм. Если же этого не сделать, то фонд использует содержащийся в ЕГРЮЛ вид деятельности работодателя с наибольшим классом. Но есть судебная практика, позволяющая работодателю подтвердить действительный основной вид деятельности, даже если он не представил документы в срок. Дадим аргументы, которые можно использовать в суде в свою пользу, а также приведем образец заявления.

Зачем нужны взносы на травматизм

Если на работе с сотрудником произошел несчастный случай, то за счет ФСС РФ ему будет выплачено пособие. Средства фонда формируются из страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, которые платят работодатели. Взносы на травматизм по трудовому договору начисляются всегда, а по гражданско-правовому – только если это прямо предусмотрено договором.

Сумма взноса зависит от вида деятельности. Чем выше риск на работе – тем выше тариф. Например, издательская деятельность относится к 1 классу профессионального риска. Взнос на травматизм работников издательства равен 0,2% со всех выплат. А отлов диких животных относится к самому высокому 32 классу с тарифом 8,5% (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

Каждый класс профессионального риска включает в себя несколько видов экономической деятельности, где риск получить травму примерно одинаковый. Например, ко 2 классу относятся такие виды деятельности: чеканка монет, производство ювелирных изделий, сбор отходов, производство пива, подметание улиц, уборка снега и т.д. (приказ Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»).

Как подтвердить основной вид деятельности

Класс профессионального риска индивидуального предпринимателя определяется автоматически по Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей (п. 10 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713, далее – Правила отнесения к классу профессионального риска).

Нередко у юридического лица есть несколько видов деятельности. Тогда ему нужно сказать, какой вид деятельности основной. У коммерческой организации основной вид деятельности тот, что приносит больше всего дохода. У некоммерческой организации – тот, в котором было занято наибольшее количество работников.

Для этого организации ежегодно в срок не позднее 15 апреля должны направлять в ФСС России документы о своей экономической деятельности (п. 3 Порядка):

1) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (приложение № 1 к Порядку);

2) справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение № 2);

3) копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей – субъектов малого предпринимательства).

На основании полученных документов фонд устанавливает плательщику страховой тариф. О присвоенном тарифе страхователь должен быть уведомлен в двухнедельный срок с даты представления документов (п. 4 Порядка). Тариф начинает действовать с начала текущего года.

Если юридическое лицо этого не сделало, то ФСС России установит ему наибольший класс из указанных о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 13 Правил отнесения к классу профессионального риска).

Что делать, если работодатель не представил...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Работник хочет оформить вычет на лечение

Во время пандемии многим пришлось потратиться на лечение. В статье рассказываем: что входит в «лечебные» расходы, любые ли медуслуги и покупки лекарств могут попасть под вычет; какие условия необходимо соблюсти, чтобы получить вычет; какие документы собрать и в какие сроки обратиться за вычетом; можно ли получить вычет за неработающего супруга; как должен быть оформлен рецепт на лекарства; что делать, если наименование купленного лекарства не совпадает с тем, что указано в рецепте, и пр. Тема непростая, поэтому мы приводим разъяснения в схемах и образцы документов, которые работник может подавать работодателю в целях получения социального налогового вычета (возврата излишне удержанного НДФЛ).

Нужно ли индексировать зарплату в 2021 г. и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.

Как начать вести суммированный учет рабочего времени

В одном из прошлых номеров журнала мы говорили о нюансах оплаты труда работников при суммированном учете рабочего времени. В этот раз рассказываем, с чего начать внедрение суммированного учета. Что включить в Правила внутреннего трудового распорядка? Нужно ли отдельное Положение о суммированном учете рабочего времени? Какие еще документы необходимо составить? Как правильно установить учетный период? Каким образом уведомить работников об изменениях определенных сторонами условий трудовых договоров? Когда нужен график работы, а когда график сменности? Каков порядок их утверждения и как организовать ознакомление с ними работников? Как вести учет рабочего времени при суммированном учете? Приводим образцы формулировок для документов, которые можно использовать в работе, и анализируем судебную практику по спорным вопросам. Почему мы уделяем столько внимания деталям? Потому что проверяющие из трудинспекции чаще всего «копают» именно этот вид учета рабочего времени. Не секрет, что многие работодатели к нему прибегают, именно чтобы сэкономить на персонале. Тем более сейчас, когда бизнес выживает с трудом. Наши образцы документов с выверенными формулировками, проверенными юристами, помогут избежать проблем.

Новый порядок оформления и выдачи больничных

С конца прошлого года начал действовать новый порядок оформления и выдачи листков нетрудоспособности. Расскажем, кому и в каких случаях выдается бумажный или формируется электронный больничный, а также когда составляется выписка из медицинской карты. Поясним, при каких обстоятельствах оформление листка не предусмотрено; что делать, если в документе обнаружена ошибка; когда выдается больничный на карантине, совместителю, в связи с беременностью и родами, а также при болезни ребенка.

Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты

К нам в редакцию часто поступают вопросы от читателей по поводу оформления и предоставления отпусков «за свой счет». Например, такой: организация решила провести капитальный ремонт в здании офиса и отправить всех работников в отпуск без сохранения зарплаты на время ремонта. Как правильно это оформить? Или вот такой: в каких случаях работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработка, помимо перечисленных в статье 128 ТК РФ? Поскольку вопросов по теме накопилось немало, мы решили разделаться с ними одним махом и написали полноценную статью об отпуске без сохранения заработка. Она привлекательна тем, что описывает реальные проблемы, возникающие у ваших коллег на практике. Поэтому вполне возможно, что и вы найдете в ней свою ситуацию, над выходом из которой ломаете голову в данный момент.

Делим отпуск на части

28 дней… Такая длительность отпуска устраивает не всех трудящихся, поэтому они стараются продлить его. Есть, например, простой способ: два раза берешь вместо недельного отпуска 5 дней, и у тебя в запасе остаются лишние 4 дня. В итоге 28 дней «превращаются» в 32. Можно ли с этим бороться? Какие аргументы может привести работодатель против подобных «схем»?

Первая зарплата для новичков: когда выдавать?

По правилам ТК РФ зарплата должна выплачиваться сотрудникам не реже чем каждые полмесяца. Конкретные сроки выдачи аванса (зарплаты за первую половину месяца) и расчет работодатель устанавливает самостоятельно. Однако в отношении только устроившихся в организацию сотрудников соблюдение общих сроков часто приводит к тому, что установленная законодательством периодичность не соблюдается. Мы подскажем правильное решение, а также предупредим о том, что грозит нарушителям.

Разный оклад по одной должности: судебная практика

На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.