От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает?
Подробно разбираем эти и связанные с ними вопросы. В вашем распоряжении будут готовые формулировки для документов. А наш обзор судебной практики поможет учесть чужие ошибки, не допустив своих.
Многие слышали про понятие «конфликт интересов». Но одно дело слышать, а другое – грамотно использовать на практике, вплоть до увольнения сотрудников по соответствующему основанию. Из статьи узнаете, как правильно пользоваться этим инструментом.
Что такое конфликт интересов и для кого он применим
Понятие конфликта интересов дано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273‑ФЗ). Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная заинтересованность в данном случае означает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ):
- лицом, указанным выше;
- гражданами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей);
- гражданами или организациями, с которыми указанные выше лица связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В ч. 3 ст. 10 Закона № 273‑ФЗ указано, на кого возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Это в первую очередь:
- государственные и муниципальные служащие;
- работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях;
- иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В связи с этим сошлемся на Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России в 2019 г.) 1, где Минтруд России рекомендует госорганизациям в ходе выстраивания системы антикоррупционных мер уделять выявлению и урегулированию конфликта интересов пристальное внимание. Для частных компаний регулирование конфликта интересов также является актуальным в рамках противодействия корпоративному мошенничеству.
Кстати, ведомство отмечает, что конфликт интересов не всегда приводит к негативным для организации последствиям, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков. Даже если работник принял решение, которое привело к положительным последствиям для работодателя, при наличии конфликта интересов такая ситуация может привести к сомнениям в его объективности, подорвать корпоративную культуру.
Фрагмент документа
Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России в 2019 г.)
С одной стороны, работники организации имеют право в свободное от основной работы время заниматься иной трудовой, предпринимательской и политической деятельностью, вступать в имущественные отношения. С другой стороны, такая частная деятельность работников, а также имеющиеся у работников семейные и иные личные отношения могут вступить в противоречие с интересами организации. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения.
…Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации, а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями.
Особенно подвержены такого рода рискам ситуации, когда в рамках исполнения своих трудовых обязанностей работник наделен полномочиями выбора того, в чью пользу распределяется та или иная ограниченная выгода. Когда работник встает перед выбором между предоставлением такого «блага» связанным с ним лицам или лицам, являющимся для работника «посторонними», он может поддаться соблазну, потерять объективность, перестать руководствоваться критериями, предписанными ему работодателем, и пойти на ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
При этом следует понимать, что сам по себе конфликт интересов не является правонарушением и тем более не тождественен коррупции: даже при наличии возможности реализовать свой личный интерес работник может отказаться от возможной выгоды и продолжить исполнять свои обязанности должным образом. Тем не менее, поскольку конфликты интересов легко могут перерасти в коррупционные правонарушения, организациям рекомендуется принимать меры по выявлению и урегулированию таких ситуаций.
…При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работодателя по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. При этом по данной статье можно уволить только ту категорию сотрудников, на которых обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возложена именно законом, а не трудовым договором или локальным нормативным актом (ЛНА).
Водитель-экспедитор произвел технический осмотр (ТО) транспортного средства работодателя своими силами, поскольку, по его словам, мастера ИП, с которым у работодателя заключен соответствующий договор, были заняты. Позже работодатель получил от ИП счет на оплату услуг за ТО, но, по данным GPS навигатора, станцию техобслуживания данное авто не посещало. Работодатель сделал вывод о недобросовестном поведении работника и уволил его по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Суд указал, что трудовые правоотношения между истцом и ответчиком не подпадают под действие Закона № 273‑ФЗ, в связи с чем увольнение работника являлось незаконным (решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 20.02.2023 по делу № 2-520/2023).
Таким образом, увольнение в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов для большинства категорий сотрудников неприменимо.
В обычных негосударственных компаниях используют различные методики разрешения конфликта интересов. Минтруд России в Мерах по предупреждению коррупции выделяет следующие...