Top.Mail.Ru
Начальник – тоже человек, ему тоже в отпуск хочется… Как правило, отъезда руководителя подчиненные ждут с особым нетерпением: можно безнаказанно опаздывать на работу, уходить пораньше, большую часть рабочего времени чаевничать и «висеть» на «одноклассниках.ру». Как же наладить рабочий процесс в отсутствии руководителя? Кого назначить заместителем и как передать ему полномочия? Чего ожидать по возвращении? Автор отвечает на все эти вопросы, дает практически рекомендации и приводит различные примеры «из жизни отсутствующих руководителей».
Любой коллектив когда-нибудь оставался «без головы», то есть без начальника. В зависимости от специфики деятельности компании такие отлучки руководства могут быть как сравнительно редкими и кратковременными (например, посещение семинара), так и частыми и продолжительными (загранкомандировки, учеба и т.д.). Ну и, разумеется, любому, даже самому занятому руководителю требуется отпуск. При этом рабочий процесс в офисе в отсутствие руководителя не должен останавливаться: продажи должны расти, закупки – поставляться, отчетность – сдаваться. И для того чтобы организация работала в обычном режиме, руководителю необходимо разработать и внедрить систему распределения полномочий и ответственности.

Руководитель отсутствует: что делать?

Как правило, этот вопрос начинает посещать подчиненных во время отсутствия на рабочем месте руководителя более часа. В большинстве случаев работа без начальника замедляется, поскольку в первую очередь отсутствует механизм распределения ответственности за принятие решений: ведь даже самые активные работники достаточно неохотно берут на себя какие-то обязательства и ответственность.

К сожалению, на практике приходится часто сталкиваться с тем, что даже грамотно продуманные схемы не работают – сказывается влияние человеческого фактора. В этих условиях руководителю необходимо продумывать компромиссные варианты, если он не хочет по возвращении из отпуска или длительной командировки увидеть руины в переносном, а иногда и в буквальном смысле слова.

Основных путей решения проблемы работоспособности и результативности менеджеров в отсутствии непосредственного руководителя всего три, и все они должны работать в комплексе.

Во-первых, правила внутреннего трудового распорядка и поведения сотрудников должны быть четко прописаны в корпоративном стандарте компании.

Во-вторых, в компании должна быть установлена, а главное – должна работать информационная система планирования деятельности сотрудников. В настоящее время таких систем уже созданы десятки (например, многим известная ERP-система).

Справка

ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System – Система планирования ресурсов предприятия) – корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учета и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании. Источник – http://ru.wikipedia.org.

И, в-третьих, система мотивации работников должна быть завязана на конечный результат, и при получении части полномочий (а значит, и дополнительной ответственности) необходим механизм дополнительного премирования, что позволит воспринимать дополнительную нагрузку не как бремя, а как временные обязанности, к тому же оплачиваемые.

Пример 1

Руководитель одной из муниципальных структур, отвечающих за жизненно важное направление – газификацию, нашел очень изящное решение возможных проблем в свое отсутствие. Он объявил сотрудникам, что назначает двух временных заместителей, передавая им все свои полномочия. Были объявлены цели на время отсутствия и обещано, что в случае стабильной и эффективной работы самых результативных работников выдвинут на ежеквартальную премию, а особо отличившихся, в том числе и временных руководителей, отправят на оплачиваемый семинар по повышению квалификации в Санкт-Петербург. Результаты по возвращении превзошли все ожидания.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.