Психология мужчины-руководителя: ответы на вопросы об управлении коллективом

Есть ли различия в стиле управления у мужчин и женщин? Есть, хотя современные тенденции указывают на то, что представительницы прекрасного пола все больше перенимают агрессивность и напористость, характерные для руководителей из числа представителей сильной половины человечества. И те и другие могут столкнуться со специфическими проблемами управления, связанными с особенностями пола. В этой статье речь пойдет о мужчинах-руководителях и их работе с подчиненными.
С какими проблемами при управлении подчиненными может столкнуться мужчина-руководитель? Практика показывает, что у начальника (особенно у начинающего) могут возникнуть такие вопросы: как управлять женским коллективом, как в ситуации риска принять правильное решение. Возможны и некоторые другие. Давайте обсудим все трудности, разберем кейсы из практики, ответим на вопросы и дадим рекомендации как управленцам, так и их подчиненным.

Мир глазами мужчины-руководителя

Практически все книги по управлению бизнесом анализируют стиль управления сильной половины человечества. Ведь большинство руководителей, за некоторым исключением, – мужчины. В чем же их сила и… слабость? Рассмотрим некоторые психологические особенности управленцев-мужчин.

Вопрос 1: как личностные особенности мужчин влияют на стиль управления?

Мужчины-руководители более склонны к самоанализу и независимости. Для них характерен внутренний локус контроля 1. Поэтому мужчины не реагируют «по ситуации» (в отличие от женщин-руководителей), а действуют в соответствии со своими внутренними представлениями о ходе событий. Тем не менее исследователи, проводившие лонгитюдные (длительные, многолетние) исследования психологии сильной половины человечества, отмечают, что изначально некоторые мужчины все-таки объясняют результаты своей деятельности внешними обстоятельствами, а с течением времени начинают полностью полагаться на собственную логику. Поэтому мужчины более уверены в себе (ведь источник подобной уверенности — в их собственном опыте), последовательны и настойчивы при достижении поставленных управленческих целей. Если при принятии управленческих решений и возникает ощущение психологического дискомфорта в виде тревожности, то она, скорее, связана с осторожностью. Мужчины-руководители более объективны в анализе управленческих ситуаций.

Вопрос 2: как мужчины-руководители наказывают подчиненных?

Мужчины чаще прибегают к административным мерам наказания (лишению премии, выговору, увольнению и т.п.), при анализе поведения подчиненных чаще опираются на свою логику и сложившиеся условия. Все это помогает им принять объективное решение о необходимости наказания, а также выбрать вид подобного наказания. Что касается женщин-руководителей, то они чаще всего применяют меры морального и психологического воздействия (запугивание, психологическое давление, запутывание интригами и т.п.), а поведение подчиненных объясняют, прибегая к помощи своей интуиции. Все это может создать у подчиненных ощущение необъективности и несправедливости, не говоря уже о возникновении у них психологических проблем (снижения самооценки, неуверенности, комплексов неполноценности и т.п.).

Вопрос 3: как мужчины принимают управленческие решения?

Влияние возраста

Представители сильной половины человечества, особенно с большим (свыше 10—15 лет) стажем...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Шаги к увеличению внутреннего ресурса организма

Началось лето. Самое время как следует отдохнуть, но практически всегда есть работники, которым отпуск в ближайшее время не светит в силу тех или иных обстоятельств. А ресурсы организма могут уже оказаться на исходе. Говорим о том, как офисному (да и не только) сотруднику понять, что ресурс скоро начнет иссякать, чтобы принять превентивные меры, какие упражнения помогут экстренно этот ресурс восполнить. Разбираемся, какие могут быть признаки оттока энергии у работника и что может предпринять работодатель, чтобы это не привело к выгоранию и не сказалось на рабочем процессе негативно.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.