Top.Mail.Ru

Соперничество коллег: учимся извлекать из этого выгоду

Если в отделе есть молодые амбициозные люди, то начальнику стоит ждать конфликта. Обязательно произойдут столкновения на почве того, кто лучше, достойнее внимания руководителя, кто станет замом и т.п. Но при умелом подходе ситуацию можно повернуть на пользу работодателю: замотивировать сотрудников так, что каждый из них будет стараться выполнить свою работу лучше, чем другой. Такое «соперничество» будет только на пользу руководителю.

Некоторые руководители умело используют такой вид нематериального стимулирования, как соревнование, или, иными словами, – трудовое соперничество. Оно предполагает «здоровую» борьбу за улучшение показателей, как личных, так и всего подразделения, где работают ваши сотрудники. Как организовать соперничество без конфликтов для пользы дела? Объясним на примерах.

Эхо советских времен

Соревнование – один из способов мотивировать на более качественную работу молодых амбициозных сотрудников. Дело в том, что дух соревнования присущ молодежи, которая находится в поиске и стремится всеми способами показать собственные привлекательные деловые качества. Почему бы не использовать это стремление работников к обоюдной выгоде? Этот же подход к мотивации персонала применим и для более зрелых людей, которые склонны к азарту. История знает примеры, когда с помощью соперничества добивались хороших производственных результатов. Вспомним социалистические соревнования. Если отбросить «перегибы» в виде перевыполнения планов, то сама идея проводить соревнования – весьма полезна для современного предприятия, заинтересованного в управлении лояльностью персонала.

Мнение эксперта

«На производстве соревновательные моменты значительно усиливают мотивацию персонала и заинтересованность людей в качественном выполнении работы. Ведь по результатам соревнования лучшие получают денежную премию. А это мощный стимул, чтобы делать свою работу хорошо. Зарплата рабочего у нас небольшая, но мы предлагаем возможности для ее увеличения за счет участия в бригадных соревнованиях, в конкурсах «Лучший по профессии». Мы наблюдаем эффект от внедрения подобных программ, поэтому будем использовать их и в дальнейшем».

Пример из практики: соперничество коллег

Разберем пример из офисной жизни компании с тем, чтобы понять, когда можно проводить соревнование между коллегами, как его организовать и минимизировать вероятные конфликты. Внимательно изучите пример, постарайтесь предложить свои варианты. Так вы сможете определить для себя как можно больше вариантов своего поведения как руководителя и специалиста по управлению персоналом.

Пример 1

Представьте себе ситуацию. Два молодых сотрудника затеяли друг с другом соревнование. Приз – внимание руководителя, а в перспективе – возможность стать заместителем. Ситуация чревата конфликтом, даже открытым противостоянием, при котором нарушится нормальная работа отдела. Задача, стоящая перед руководителем этих горе-соперников, – погасить конфликт и направить энергию работников в нужное русло, создав соответствующую мотивацию у каждого из них. Как это сделать?

Во-первых, стоит поинтересоваться, что движет каждым сотрудником, каковы его настоящие мотивы. Например, один из них действительно чувствует в себе силу, талант и понимает, что при некоторых усилиях он имеет все шансы стать заместителем. Потому стремится к этому, делает все, что нужно. А другой, уяснив для себя истинные мотивы своего коллеги, не желая отставать от него, присмотревшись к себе, решает, что он не хуже, и вступает в борьбу. Такое возможно, если сотрудники разного пола, или одного возраста, или оба хотят сделать карьеру.

Во-вторых, проведите индивидуальную беседу с каждым работником, чтобы найти подтверждение своим догадкам о причинах соперничества между ними. Допустим, для одного это карьерные устремления. Такому работнику объясняем, при каких условиях это возможно, то есть обрисовываем перспективы, условия получения желаемого. Обычно такого разговора достаточно, чтобы сотрудник уяснил, как нужно работать и вести себя с коллегами. У другого работника, который воспринимает своего коллегу как соперника, можно спросить, есть ли между ними конфликты, в чем их причина. Также стоит выяснить, насколько сильны в этом работнике карьерные устремления. А еще необходимо понять, есть ли у него потенциал, то есть не беспочвенны ли его усилия. Такое возможно, если вы однозначно отдаете предпочтение одному из подчиненных как своему потенциальному заму.

В-третьих, в ходе личного разговора нужно обрисовать перспективы для каждого соперника. Во избежание будущих конфликтов сделайте устное внушение, что должность руководителя – это не только новые функции, обязанности, но и умение договариваться с людьми, вести переговоры, управлять скрытыми и явными конфликтами. Если ваши подчиненные действительно нацелены на карьеру, они прислушаются и усмирят свой пыл в стремлении показать себя с наилучшей стороны. А вам это только на руку. Также предложите своим сотрудникам и иные возможности посоревноваться в приемлемой для этого форме. Скажем, поучаствовать в конкурсе «Лучший в профессии» или в соревновании «Лучший отдел». В этих мероприятиях будут учтены и ваши интересы, и интересы молодых карьеристов: придется умерить свои амбиции, договориться о совместной плодотворной работе, чтобы разгорающийся конфликт не испортил репутацию вашему подразделению.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.