Организация корпоративного торжества – дело ответственное и хлопотное. Для чего вообще нужны так называемые корпоративы? Как сделать, чтобы сотрудники не остались равнодушными, сплотить коллектив, улучшить климат в компании? Автор дает рекомендации кадровой службе по организации праздника, его проведению, указывая на наиболее распространенные ошибки работодателей и на то, как их избежать.
Декабрь традиционно считается месяцем корпоративов. Ведь впереди любимый всеми праздник – Новый год. Но далеко не всегда корпоративные праздники достигают той цели, ради которой организовываются. Вместо сплочения коллектива они, напротив, могут обострить натянутые отношения. В чем ошибка организаторов? Это может быть и принуждение к проведению праздника, и плата за вход, и даже неправильно выбранное время.
К корпоративным праздникам в организациях относятся по-разному. Есть компании, где принято отмечать только официальные государственные даты – Новый год, Международный женский день, а есть и такие, где помимо прочего празднуют и профессиональные праздники, и праздники, имеющие отдаленное отношение к деятельности компании, например, дни рождения топ-менеджеров и почетных сотрудников. Существуют организации, где так называемые корпоративы проводить не принято. Отношение к массовым мероприятиям зависит по большей части от позиции первых лиц.
Владелец небольшой компании по продаже компьютеров и аксессуаров считает, что корпоративные праздники мешают жизни коллектива: совместное употребление алкогольных напитков и общая расслабляющая атмосфера баров и ресторанов не раз вызывала у сотрудников приступы неадекватного поведения. По его мнению, под действием алкоголя хорошие работники превращаются в плохих компаньонов по застолью. Не раз и не два во время празднований случались драки по самым банальным поводам: кто-то у кого-то «отбил» партнершу по танцам, кто-то начал выяснять рабочие вопросы в перерывах между тостами или просто стал в шутку бороться со своим коллегой, а борьба переросла в настоящий поединок.
Генеральный директор полиграфической фирмы не считает нужным вообще организовывать корпоративные мероприятия и даже пресекает спонтанные попытки сотрудников «организоваться» для небольшого застолья. Запрет на проведение собраний, не относящихся непосредственно к работе, зафиксирован в правилах внутреннего трудового распорядка. Руководитель считает, что никакие искусственные меры по «поднятию командного духа» не нужны, заработная плата у сотрудников высокая (она действительно значительно выше средней по отрасли), а кому хочется, могут вечером собраться и посидеть в кафе.
Коллективные обычаи в прошлом свято хранились и передавались от старших поколений младшим. Традиция отмечать праздники существует и у современного человека. Кадровым службам стоит серьезно относиться к этому психологическому феномену и учитывать его при формировании корпоративной культуры организации. Корпоративные мероприятия должны быть управляемы, регламентированы и согласованы с внутренней идеологией компании (ценностями, декларируемыми среди сотрудников). Многие зарубежные компании используют праздники, круглые даты для того, чтобы «поднять дух» и поддержать приверженность сотрудников компании. В США, к примеру, представители топ-менеджмента не боятся выглядеть глупо, могут изобразить какой-нибудь комичный номер или спеть забавную песню про то, как они любят своих подчиненных.
Корпоратив глазами сотрудников
Отношение сотрудников к корпоративам имеет, как правило, еще больший разброс мнений.
Алина, диспетчер транспортно-логистической компании, считает, что корпоративные мероприятия как таковые не нужны. По ее мнению, это лишняя трата денег, вместо похода в ресторан она предпочла бы небольшую премию. Тем не менее Алина вместе с коллективом отмечает праздники, потому что боится оказаться «белой вороной».