Почему сотрудники организации начинают воровать? Какими бывают мошенники? Как их выявить? Какие факторы влияют на склонность работников брать то, что «плохо лежит», и как их минимизировать? О том, что нужно знать отделу кадров про воровство в компании, читайте в статье.
Воровство среди сотрудников – бич организации, ведь помимо прямых убытков оно негативно влияет на психологический климат в коллективе. Почему начинают воровать? Каковы факторы риска? И что можно противопоставить старому как мир соблазну обокрасть ближнего своего? Обо всем этом читайте в статье.
Как известно, чтобы организация процветала, нужно увеличивать доходы и уменьшать расходы. Это основной принцип жизни компаний. Все подразделения можно разделить на две группы по своим функциям – одни увеличивают количество денег в компании, другие уменьшают затраты (либо оптимизируют затраты, как, например, отделы снабжения, главная функция которых, по сути, – эффективно тратить). К первым относят отделы продаж, сбыта, а ко вторым – финансовую службу, отделы персонала и снабжения.
Значительный «вклад» в увеличение расходной части вносят недобросовестные сотрудники, имеющие доступ к материальным активам компании, оборудованию или информации. Воровство опасно не только тем, что оно уменьшает благосостояние организации, а значит, косвенно влияет на зарплаты честных сотрудников и размер дивидендов акционеров. Главный риск заключается в том, что работник, научившийся воровать, будет использовать свои «навыки», пока его не поймают за руку, обучать коллег своему маленькому «бизнесу» и думать, что он может бесконечно долго разлагать коллектив, сохраняя маску преданности своей компании. Многие нечистоплотные работники даже считают, что берут заслуженно то, что им принадлежит по праву, компенсируя маленькую зарплату.
Какова доля сотрудников, способных взять на себя грех воровства? По всей видимости, довольно велика, поскольку торговые сети закладывают определенный процент потерь в результате хищений персоналом.
Всемирно известная сеть закусочных завозит в свои точки быстрого питания продукты с избытком, учитывая риск, чтобы хватило для производства блюд, даже если сотрудники будут воровать.
В крупной сети гипермаркетов существует определенный допустимый процент потерь товаров при проведении инвентаризации.
По мнению Кейта О’Брайена, автора книги «В вашем магазине мошенники», «… от 10 до 20% работников – люди абсолютно честные, которые не пойдут на воровство ни при каких обстоятельствах. Еще 10–20% будут пользоваться малейшей возможностью, чтобы украсть, – от совершения кражи их не удержит никакой...