Любые виды слухов вредны для компании. Избавиться от них на 100% невозможно. Но сократить и предотвратить их появление – вполне достижимая задача. Кроме того, можно извлекать пользу от слухов – узнавать, что тревожит работников. Для начала стоит выявить причины их возникновения, а затем создать среду, в которой слухи зарождаться не смогут. Если же слухи предотвратить не удалось, следует их опровергнуть.
Слухи и сплетни существовали всегда. Большинство людей любят обсуждать жизнь других, читают «желтые» газеты и смотрят передачи о событиях в жизни «звезд», к которым сами «звезды» не имеют никакого отношения. Но есть и другая категория слухов – среди работников организаций, которая оказывает вредное воздействие на производительность труда, порождает беспокойство среди персонала и способствует расколу. Чтобы не допустить этих ситуаций, слухами необходимо управлять.
Чаще всего поводом для слухов в организации являются грядущие важные события: перестановки кадров, изменение системы оплаты труда, сокращение численности штата, смена руководства компании. Эти события, характеризующиеся неопределенностью, порождают массу слухов вроде: «нашу компанию закрывают», «нам больше не будут платить премии, потому что в компании нет денег», «всех уволят по статье, потому что не хотят выплачивать компенсации», «новый руководитель придет со своей командой и нас разгонит» и т.п. Люди пытаются осмыслить то, что происходит вокруг них, и говорят о том, что предполагают, друг другу, но часто выдают это за истину. Существуют и другие виды слухов, не связанные с грядущими изменениями в компании. Они касаются обсуждения межличностных отношений: «на самом деле она отвратительный работник, просто нравится нашему руководителю», «ему выплатили премию, потому что он директору помог выбрать машину».
Кроме того, бывают случаи, когда у самих руководителей компании или менеджеров по персоналу сложилось неверное впечатление о том или ином работнике или конкуренте.
В организации долгое время работала неэффективный менеджер по продажам. На совещаниях часто звучали пожелания расстаться с ней, но руководитель не решался. Когда менеджер по персоналу поинтересовалась у него, почему он против увольнения, руководитель ответил, что у этой работницы есть малолетний ребенок, она разведена, а бывший муж ей не помогает. Историю в таком изложении он слышал из уст самой работницы и ее коллег и опасался, что женщина останется без средств к существованию. На самом деле оказалось, что «малолетнему» ребенку уже 23 года, он окончил институт, отслужил в армии и устроился на работу. А слезливая история про мать-одиночку служила лишь прикрытием.