Как распознать сотрудников c вредными привычками

По внешнему виду и поведению кандидата или сотрудника можно определить, страдает ли он какими-либо химическими зависимостями – алкогольной, наркотической, табачной и пр. Менеджер по персоналу как лицо, отвечающее за кадровую безопасность, должен отслеживать персонал, входящий в зону риска. Сделать это можно либо в процессе подбора, либо в рамках мероприятий, проводимых для оценки, обучения, развития сотрудников.

Влияют ли вредные привычки сотрудников на работу организации? Безусловно да. Поэтому менеджер по персоналу должен уметь распознавать признаки вредных зависимостей у кандидатов и сотрудников. Для этого ему нужно обращать внимание на определенные особенности поведения. О них и пойдет речь в статье.

Парламент нашей страны издал закон, направленный на уменьшение потребления табака. Отношение к курильщикам будет ужесточаться постепенно, начиная с этого года. А в 2016 г. курить будет запрещено во всех общественных местах. На рабочих же местах запрещено курить уже с 1 июня, и это событие должно попасть в зону внимания сотрудников hr-служб.

Интернет пестрит обсуждениями того, насколько целесообразно введение закона об ограничении курения вообще. Как и следовало ожидать, противниками его являются в основном курящие люди, а сторонниками – некурящие. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать комментарии. Сопротивляться нововведениям могут, пожалуй, лишь три категории людей – сами курильщики, производители и продавцы табачных изделий. Люди, свободные от никотиновой зависимости и не занимающиеся сбытом сигарет, попросту не заметят вводимых ограничений или, напротив, почувствуют, что стало заметно лучше дышаться в кафе, среди толпы людей и пр.

Зависимости вообще, а никотиновая зависимость в частности, должны постоянно находиться в поле интересов менеджера по персоналу. От сотрудника, подверженного так называемым «вредным привычкам», в большей степени стоит ожидать нарушений дисциплины и снижения производительности труда. Если химическое вещество, вызывающее зависимость, достаточно агрессивно разрушает нервную систему (наркотики), то человек становится опасен для себя и окружающих.

Признаки химической зависимости

Медиков при определении клинической картины болезни (зависимость, в том числе никотиновая, является болезнью) интересуют физиологические показатели – давление, состав крови, состояние тканей и т.д. Специалистам по управлению персоналом в первую очередь важно понимать особенности поведения зависимых людей и то, как это проявляется на работе.

1. Анозогнозия – медицинский термин, означающий непризнание больным у себя какой-либо болезни. В жизни люди также иногда ведут себя как такие больные, отрицая наличие проблем.

Пример 1

Сергей С., менеджер отдела сервиса компании по продаже бытовой техники, работал в очень жестком ритме, начальство могло позвонить и в отпуске, и ночью, чтобы вызвать на работу. Сергея мучила бессонница, а на работе он стал кричать на клиентов и коллег. Ему кто-то порекомендовал попить успокоительные лекарства – транквилизаторы, прием препаратов помог ему бороться с последствиями стресса на работе. Сергей перепробовал самые разные лекарства, причем покупать их приходилось, добывая рецепты незаконным путем. Через какое-то время у него сформировалась зависимость – перепады настроения стали происходить чаще, а если не удавалось достать очередную дозу, он не мог работать. Было несколько прогулов – когда после интенсивного употребления таблеток он был не в состоянии выйти на работу. Непосредственный начальник и директор по персоналу решили вызывать Сергея на откровенный разговор. Ему указали на прогулы, на низкую эффективность работы и на то, что он постоянно принимает таблетки. Но Сергей отрицал все «обвинения», говоря, что «это все от нервов» и усталости. Разговор зашел в тупик. А через некоторое время Сергея уволили, так как он стал употреблять уже другие, более сильные препараты, что привело к постоянным прогулам.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Когда в работе важен эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Готовимся к проверке: психологические приемы

Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.