Top.Mail.Ru
Одним из требований, предъявляемых к менеджеру по персоналу, является хорошо развитый эмоциональный интеллект, который позволяет разрешать конфликты, конструктивно управлять собственными эмоциями и понимать мысли и поступки других людей. Особое место в структуре эмоционального интеллекта занимает работа с агрессивными поведением и эмоциями, которые могут значительно испортить рабочую обстановку или даже привести к плачевным результатам. О методах борьбы с агрессией на работе читайте в статье.

Враждебность, конфликты и интриги в коллективе имеют общую причину. Это агрессивность, присущая человеческому роду. Нужно понимать, как она возникает, какова ее роль и что необходимо делать, чтобы управлять негативными импульсами в организации.

Одним из требований, предъявляемых к менеджеру по персоналу, является хорошо развитый эмоциональный интеллект. Это интегральная характеристика, включающая в себя много различных способностей, знаний и навыков. Сюда можно отнести умение понимать состояния другого человека, разрешать конфликты, конструктивно управлять собственными эмоциями и др. Особое место в структуре эмоционального интеллекта занимает работа с агрессивным поведением и эмоциями.

Современная жизнь наполнена конфликтами, выяснением отношений, эмоциональными всплесками. Те, кто работают с людьми (врачи, психологи, руководители, специалисты сферы обслуживания и, конечно, hr-менеджеры), постоянно сталкиваются с агрессивной стороной жизни. Чаще всего это выражается в том, что человеку вроде бы всего хватает, все в порядке – работа, семейная, личная жизнь, финансы. Всего достаточно, но он вдруг срывается (в народе говорят «как подменили») и совершает что-то неожиданное и неприятное по отношению к своим близким, или коллегам по работе, или партнерам по бизнесу.

Пример 1

Менеджер по продажам оптовой компании Василий Ф., придя на работу, зашел к своему непосредственному руководителю и сказал ему, что тот никчемный руководитель и «никакой» специалист. Затем зашел в общий кабинет, который он делил с другими менеджерами, сказал, что покидает их «дурацкую» компанию, потому что все, кто здесь работает, – «тупые рабы», развернулся и вышел. Василий даже не вернулся за своей трудовой книжкой и расчетом. Когда руководство стало анализировать причины внезапного неадекватного поведения хорошего, в общем-то, сотрудника, выдвигалось несколько версий. Сначала думали, что Василия не устроила заработная плата, затем, что у него проблемы в семье и со здоровьем, потом, что он просто устал и сорвался. Но все эти гипотезы не подтверждались, потому что он получал неплохие деньги – в целом выше, чем на рынке труда, у него отличная семья, хорошее самочувствие, он два раза в год ездил на курорты и т.д. Причины так и не были установлены, а тот случай остался в истории компании необъяснимым недоразумением.

Пример 2

Трагический случай произошел в фармацевтической компании «Ригла». Утром 7 ноября 2012 г. юрист компании Дмитрий Виноградов пронес оружие через пост охраны, зарядил его, переоделся, расстрелял соискателя вакансии, сидевшего в коридоре. Потом зашел в кабинет финансово-экономического отдела и поразил несколько сотрудников. В результате 18-секундной бойни пять человек скончались на месте от попаданий в голову, а двое раненых были госпитализированы в тяжелом состоянии, один из них скончался на следующее утро.

Среди мотивов убийства называли неудачные любовные отношения Виноградова с одной из девушек-коллег и желание подражать другим серийным убийцам (Брейвику, Мальтусу). Но четких причин так и не было указано. Отметим также, что в момент совершения преступления он не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. На наш взгляд, это один из самых ярких примеров того, как агрессия может проявляться в повседневной жизни. У человека было все, что нужно для жизни, – работа, достойная заработная плата, возможность пользоваться самыми разными благами цивилизации, но он предпочел совершить преступление, в результате которого проведет всю оставшуюся жизнь за решеткой. Мосгорсуд приговорил его к пожизненному заключению. Он также заплатит потерпевшим 10 млн руб. компенсации морального вреда, а государству – 300 тыс. руб. штрафа за экстремизм.

Можно долго рассуждать о том, что приводит к неадекватным поступкам, копаться во внутреннем мире таких людей, но ясно одно: в нашей жизни существует некая иррациональная ненужная форма поведения – агрессивная. Она может проявляться независимо от того, есть для нее причины или их нет. Причем агрессия может возникнуть даже в небольших коллективах,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.