Top.Mail.Ru

Как «подогнать» личность руководителя под должность

Не секрет, что личностные качества руководителя играют значительную роль в управлении коллективом. Именно они пересекаются с деятельностью начальника, образуя индивидуальный стиль руководства. О том, как обеспечить ­эффективное управление, читайте в статье нашего эксперта.
Тех, кто желает и сам иметь много хлопот,
и другим доставляет их, я поставил бы
в разряд годных к власти
Сократ

Есть множество точек зрения относительно стилей управления, их эффективности, оправданности, результативности. Как выработать наиболее ­рациональный индивидуальный стиль руководства? Каким быть ­руководителем?

Руководитель выступает одним из участников сложного процесса под названием «управление». В рамках этого процесса общаются, трудятся, сотрудничают, конфликтуют разные люди. Разумеется, их интересы, эмоции, потребности находятся в сложном сплетении. Именно из-за этого эффективность управления во многом зависит от личных качеств, проявляемых всеми участниками процесса управления, в том числе и ­руководителями любого уровня.

Деятельность руководителя

Личные качества руководителя пересекаются с его деятельностью, образуя такое понятие как «индивидуальный стиль руководства». Это понятие означает повторяющиеся способы деятельности, которые ­обеспечивают эффективное управление.

В настоящее время существует множество разных типологий стилей руководства. Мы же воспользуемся «решеткой менеджмента», разработанной Р. Блейком и Дж. Моутоном. Она представлена системой координат, где одна линия ведет к достижению наибольших результатов в производстве, а другая линия направлена на личность, на улучшение условий трудовой деятельности, на учет желаний и потребностей работников (1 – ­отражает минимальный уровень заинтересованности, 9 – ­максимальный).

Сразу скажем, что эта типология очень условна. В реальной жизни вряд ли найдется руководитель, который четко соответствует только одному стилю управления. Обычно стиль определяется по преобладающему признаку, а в каждой конкретной ситуации наиболее оптимальным может оказаться любой из стилей. Жизнь настолько сложна, что требует от руководителей формирования собственного, гибкого, динамичного, оптимального стиля управления.

Координаты 9.1. Тип жесткого администрирования

При этом стиле управления результат производства является основной и практически единственной целью. Человек здесь только исполнитель. Все, что связано с личностью работника (его потребности, интересы, желания и даже физическое самочувствие), совсем не принимается во внимание. Основной метод управления – регулярный и полный контроль. Подобный стиль называют по-разному: автократический, авторитарный, директивный. Его основной характеристикой является жесткость. Решения принимаются единолично. Другое мнение для такого руководителя неприемлемо, он часто бывает резок в отношениях с подчиненными. ­Руководитель сам определяет задачи и пути их выполнения. Этот стиль может быть полезен при управлении коллективом, попавшим в чрезвычайные обстоятельства, где необходима абсолютная власть и подчинение. Он может быть применен на начальном этапе становления трудового ­коллектива, а также когда перед командой ­стоят важные и срочные задачи.

В то же время данный стиль не подходит и плохо влияет на результаты труда творческого коллектива, где нужна свобода для каждого при совместных обсуждениях нестандартных и сложных задач. Особенно вредны указания на личные промахи тех, кто внес неудачные предложения. Это сразу снижает интеллектуальную активность,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.