Top.Mail.Ru

Мотивация в кризис: когда помочь могут не только деньги

Зная, какой тип мотивации действует в отношении работника в текущий момент, работодатель может влиять на эффективность работы с помощью ценного для сотрудника блага, т.е. стимулировать его трудовые успехи. Например, для одних важны деньги, а для других нет ничего лучше похвалы. Рассмотрим типы мотивации и формы стимулирования, а также зависимость их друг от друга.
Наемные работники вбили себе в голову, что делать их
счастливыми – это обязанность работодателя. Но эти люди
забывают, что вы им платите деньги за работу и принесенную
прибыль. Счастливыми их пусть делают другие бизнесы –
от Диснея до борделей. И все они взимают плату за свои услуги.
Дэн Кеннеди,
американский мультимиллионер,
стратегический консультант,
бизнес-тренер, влиятельный писатель

Любой кадровик задавался вопросами: почему одни работают с удовольствием, качественно и быстро, а другие – вяло и неохотно? Почему одни могут заниматься работой увлеченно, не отслеживая время окончания рабочей смены, а другие постоянно ходят на обеды, чаепития и перекуры. Что же нас побуждает подняться ранним утром с постели и идти уверенным шагом на рабочее место? Все дело в мотивации – внутренней потребности, преображенной в некую причину действий и поведения человека в конкретной ситуации. В ­зависимости от мотивации различаются и методы стимулирования.

Потребности человека

Несмотря на многообразие точек зрения по поводу потребностей человека, мы рассмотрим этот вопрос на наиболее классическом примере – пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Этот американский психолог в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно стремятся к саморазвитию и реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах XX века, получила название «Теория мотивации». Все потребности делятся:

  1. на физиологические, которые необходимы для выживания. Они включают в себя потребность в еде, воде, отдыхе и сексуальные ­потребности. Данные потребности удовлетворяются до 95%;
  2. потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают в себя потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенности в том, что физиологические ­потребности будут удовлетворены в будущем (удовлетворяются до 75%);
  3. социальные, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, т.е. потребность в контакте с окружающими и определения своей роли в социуме (дружба, любовь и т.д.). Удовлетворяются эти потребности до 50%;
  4. потребности в уважении (потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании);
  5. потребности самовыражения – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность, познание себя (удовлетворяются только на 10%).

Каждая ступень в пирамиде Маслоу – это уровень потребности. Нельзя удовлетворить вышестоящую потребность, не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящую. По мере удовлетворения потребностей ­смещаются желания, а потребности человека поднимаются на уровень выше.

Действительно, если человек умирает от жажды или стучит зубами от холода, то он вряд ли будет рассуждать в этот момент над вопросом «Какова моя миссия на Земле?»

Чтобы использовать данную теорию, необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности, а также создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетворяет свои ­потребности во благо целей организации.

Трудовая мотивация

Поскольку нас интересует трудовая деятельность, поговорим о трудовой мотивации и остановимся на других теориях. Выделяются два класса мотивации: избегательная и достижительная. Избегательная мотивация – человек стремится избежать или минимизировать нежелательное...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Как реагировать на сплетни и слухи на работе

В любом коллективе, чаще женском, довольно часто распространяются слухи и сплетни. Говорим о том, откуда возникают сплетни, как на них реагировать и что делать, если о вас начали сплетничать.

Как избежать эмоционального выгорания на работе

Эмоциональное выгорание – это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Разбираемся в том, как человек доходит до эмоционального выгорания, к каким последствиям оно приводит. Что сделать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием. А если все-таки оно случится, как выйти из этого состояния с наименьшими потерями. Предлагаем простой тест, чтобы проверить себя на наличие тревожных признаков.

Как ужиться с некомфортными коллегами

На работе мы проводим чуть ли не большую часть того времени, когда бодрствуем. Поэтому крайне важно, чтобы нам было приятно там находиться. Однако достаточно часто рядом оказываются люди, вызывающие дискомфорт. Как правильно реагировать и что предпринимать, чтобы обеспечить себе комфорт в рабочее время и приходить домой в хорошем настроении?

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.