Зная, какой тип мотивации действует в отношении работника в текущий момент, работодатель может влиять на эффективность работы с помощью ценного для сотрудника блага, т.е. стимулировать его трудовые успехи. Например, для одних важны деньги, а для других нет ничего лучше похвалы. Рассмотрим типы мотивации и формы стимулирования, а также зависимость их друг от друга.
Наемные работники вбили себе в голову, что делать их
счастливыми – это обязанность работодателя. Но эти люди
забывают, что вы им платите деньги за работу и принесенную
прибыль. Счастливыми их пусть делают другие бизнесы –
от Диснея до борделей. И все они взимают плату за свои услуги.
Дэн Кеннеди,
американский мультимиллионер,
стратегический консультант,
бизнес-тренер, влиятельный писатель
Любой кадровик задавался вопросами: почему одни работают с удовольствием, качественно и быстро, а другие – вяло и неохотно? Почему одни могут заниматься работой увлеченно, не отслеживая время окончания рабочей смены, а другие постоянно ходят на обеды, чаепития и перекуры. Что же нас побуждает подняться ранним утром с постели и идти уверенным шагом на рабочее место? Все дело в мотивации – внутренней потребности, преображенной в некую причину действий и поведения человека в конкретной ситуации. В зависимости от мотивации различаются и методы стимулирования.
Потребности человека
Несмотря на многообразие точек зрения по поводу потребностей человека, мы рассмотрим этот вопрос на наиболее классическом примере – пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Этот американский психолог в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно стремятся к саморазвитию и реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах XX века, получила название «Теория мотивации». Все потребности делятся:
- на физиологические, которые необходимы для выживания. Они включают в себя потребность в еде, воде, отдыхе и сексуальные потребности. Данные потребности удовлетворяются до 95%;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают в себя потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем (удовлетворяются до 75%);
- социальные, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, т.е. потребность в контакте с окружающими и определения своей роли в социуме (дружба, любовь и т.д.). Удовлетворяются эти потребности до 50%;
- потребности в уважении (потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании);
- потребности самовыражения – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность, познание себя (удовлетворяются только на 10%).
Каждая ступень в пирамиде Маслоу – это уровень потребности. Нельзя удовлетворить вышестоящую потребность, не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящую. По мере удовлетворения потребностей смещаются желания, а потребности человека поднимаются на уровень выше.
Действительно, если человек умирает от жажды или стучит зубами от холода, то он вряд ли будет рассуждать в этот момент над вопросом «Какова моя миссия на Земле?»
Чтобы использовать данную теорию, необходимо тщательно наблюдать за работниками и стараться определить их активные потребности, а также создавать ситуации, в ходе которых работник удовлетворяет свои потребности во благо целей организации.
Трудовая мотивация
Поскольку нас интересует трудовая деятельность, поговорим о трудовой мотивации и остановимся на других теориях. Выделяются два класса мотивации: избегательная и достижительная. Избегательная мотивация – человек стремится избежать или минимизировать нежелательное...