Top.Mail.Ru

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.

Служба персонала должна заботиться о том, чтобы сотрудники хотели работать. Но не менее важно отслеживать случаи, когда система мотивации дает нежелательные эффекты. Риски есть в любой, даже самой совершенной схеме стимулирования.

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали вроде неплохую схему стимулирования, но она не работает. Многие hr ругают теоретиков, которые пишут книги по менеджменту, – экономистов, психологов, консультантов. Некоторые говорят о том, что все системы мотивации, которые предлагаются в учебниках, применимы только на Западе, где другой менталитет, технологии и работники почти идеальные, практически ангелы. Неужели это действительно так?

На самом деле если что-то не получается, значит, есть неучтенные факторы. К примеру, пользователями системы мотивации являются линейные руководители, но они же зачастую используют ее неправильно, не понимая последствий.

Пример 1

В компании ввели новую систему стимулирования, направленную на то, чтобы сотрудники соблюдали правила организации. Например, если сотрудник одет в соответствии с дресс-кодом, ему доплачивают 5% от оклада, если не нарушает правила документооборота – еще 10% и т.д. Задача такой мотивационной схемы проста – сделать так, чтобы люди хотели соблюдать стандарты. Каждому приятно получить весомую прибавку к зарплате просто за то, что они выполняют регламенты.

Hr-специалисты, разрабатывавшие мотивационную схему, ожидали, что у сотрудников появится энтузиазм, а в компании повысится дисциплина. Но не тут-то было. Все работали точно так же, как и до появления новой системы стимулирования. Что же произошло? Премию назначали линейные руководители, они же подавали сведения в бухгалтерию. Некоторые из них стали использовать нововведение как дополнительный рычаг управления в своих целях, не совпадающих с политикой компании. Бывает, сотрудник делает все как надо – соблюдает процедуры и правила, но что-то начальнику не нравится – настрой на работу или плохие личные отношения. Согласно положению руководитель должен назначить премию, но он этого не делает, выдвигая, по сути, дополнительное условие для ее получения.

Впрочем, системы мотивации не срабатывают не только по вине руководителей. Есть и другие факторы и ответственные лица, которые определяют эффективность стимулирования.

Как искажают мотивационные схемы

Рассмотрим еще несколько примеров, когда система мотивации, по сути, разработана правильно, но практика применения дает отрицательный эффект.

Влияние персонала на систему учета

Для того чтобы система стимулирования работала корректно, надо не только определить, какую часть зарплаты платить за те или иные достижения, нужно эти достижения еще и правильно измерять, причем так, чтобы сотрудники не могли их фальсифицировать.

Пример 2

Руководство розничной сети придумало для продавцов дополнительную мотивацию. Сотрудники торгового зала должны убеждать покупателей делать дополнительные покупки. Чем больше покупок, тем больше позиций в чеке. Менеджеры офиса ввели план по среднему количеству позиций. Если магазин достигал показателя – всем работникам торгового зала выплачивали солидную премию.

Продавцы быстренько вступили в сговор с кассирами и те стали пробивать чеки таким образом, чтобы в один чек вошли покупки нескольких клиентов. То есть чеки выдавали не всем покупателям. В итоге средний чек по магазину вырос и сотрудникам выплатили премию, хотя это было незаслуженное вознаграждение, так как не соответствовало целям мотивации.

При проектировании системы мотивации hr-менеджер полагает, что сотрудники будут соблюдать правила игры, но ожидания подтверждаются далеко не всегда. Как правило, люди сразу же придумывают, как извлечь для себя максимальную пользу. Причем свойственно это не только рядовым сотрудникам, но и руководителям.

Пример 3

В страховой компании с большой филиальной сетью ввели обязательное обучение продукту. Сотрудники получали информацию на корпоративном сайте, а потом проходили тестирование. Но, как правило, никто не хочет тратить личное время на учебу, поэтому решили замотивировать руководителей филиалов, чтобы они контролировали работников. Суть была такова: если все сотрудники сдавали тесты в срок и правильно, то директору филиала выплачивали премию.

Однако постоянно напоминать работникам – дело нудное, поэтому несколько руководителей просто воспользовались паролями подчиненных (пароли присылали из центрального офиса на личный почтовый ящик директора филиала, чтобы он их раздавал) и ответили на вопросы тестов, обеспечив, таким образом, себе премию.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.