Top.Mail.Ru
Чтобы понять, что человек думает на самом деле, надо смотреть ему в лицо, к такому выводу приходят исследователи-психологи. Еще, конечно, нужно правильно интерпретировать сигналы мимики. А ведь эти умения очень важны для кадровика, которому приходится работать с людьми (часто в конфликтных ситуациях). Об этом мы и расскажем в сегодняшнем материале.

Для всех, кто имеет дело с людьми, крайне важно уметь отличать ложь от правды. Так, например, дипломат, не понявший, что его оппонент врет, может изменить ход истории. То же самое можно сказать и о работе следователя. Его задача – найти правду, чтобы выявить истинные мотивы преступника или подозреваемого, определить причастных и виновных. Список профессий можно продолжать долго. Работник отдела кадров тоже входит в число тех, для кого умение отличать ложь от правды очень важно. Ему желательно не просто знать, врет собеседник или нет, но и то, как он относится к тому или иному вопросу, какие эмоции испытывает в ходе разговора. Не секрет, что современная офисная жизнь заставляет скрывать свои истинные чувства и тот, кто поймет настоящие интересы собеседника, тот и будет успешен.

Но как узнать, что человек думает на самом деле? Есть ли какие-то методы? Большинство из нас вырабатывает собственные способы диагностики, чтобы понять, что человек думает или чувствует. Например, мы можем ориентироваться на то, краснеет человек или бледнеет. Некоторые обращают внимание на язык тела, интонацию голоса и другие признаки. Иногда для определения того, что человек говорит неправду, его просят несколько раз повторить одну и ту же историю, чтобы поймать на мелочах. Однако эти методы недостаточно эффективны. И сейчас мы расскажем почему.

Язык жестов и другие методы

Аллан и Барбара Пиз, авторы книги «Язык телодвижений», искусно подогрели интерес к практической психологии у граждан нашей страны в 90-е годы. Надо отдать должное, они заложили серьезную базу для анализа невербального поведения. Именно благодаря этой книжке мы знаем о том, что перекрещенные руки означают, что человек как бы защищается, а рука у рта говорит о том, что он лжет. Прочитав «Язык телодвижений», хочется вести себя правильно – не нарушать личное пространство собеседника, «отзеркаливать» жесты, избегать сильных или слабых рукопожатий. В общем, следить за своим поведением.

После «Языка телодвижений» вышло много других книг, в том числе и российских авторов, где многократно обыгрывается тема жестов, мимики, поз. Наверное, каждый, кто читал рекомендации практических психологов, некоторое время был под впечатлением и пытался на практике применить их советы. Иногда это выглядит курьезно.

Пример 1

Директор по пресоналу сети автосалонов увлеклась чтением психологической литературы из серии «Как управлять собой и людьми». Она практиковалась в распознавании лжи с упорством частного детектива. Однажды на совещании, в ответ на слова генерального директора: «Мы планируем вывести бизнес на новый уровень…», кадровик резко оборвала руководителя словами: «Вы лжете!» В ответ он удивленно поинтересовался, почему она так считает, и получил логичный (по ее мнению) ответ. Оказывается, генеральный директор, произнося фразу, поднес руку к лицу, а этого делать «ни в коем, ни в коем случае нельзя», так как это жест, означающий ложь.

Не менее забавно выглядят попытки людей понравиться, установить контакт, расположить к себе собеседника, когда они пытаются соблюсти все рекомендации.

Пример 2

Молодой человек, инспектор по кадрам, желая форсировать карьерный рост, решил, что ему обязательно нужно повысить психологическую компетентность. В связи с этим он прочитал несколько статей в интернете про роль невербальной коммуникации и приемы «воздействия на бессознательное». Применять знания на практике он вознамерился в беседе с начальником отдела кадров. Речь шла о повышении зарплаты молодому человеку. Руководитель была очень удивлена поведением своего подчиненного, когда тот старательно копировал все ее телодвижения и мимику. К тому же инспектор по кадрам постоянно думал о том, какое мощнейшее воздействие он оказывает на подсознание начальницы, и поэтому забывал о сути разговора. В конце концов начальник отдела кадров не выдержала и приказала сотруднику хорошенько подумать и изложить просьбу в письменном виде с четкой аргументацией.

Многие, наверное, помнят фирменный стиль общения представителей сетевого маркетинга. Раскрытые ладони, улыбка и заученные фразы абсолютно не облегчали контакт, а часто вызывали неприязнь к продавцам. Парадокс! Действия, которые должны были расположить к себе, интерпретировались многими людьми как неискренность и желание «впарить» товар.

Да и диагностическая достоверность определения состояния других людей по жестам невысока. Дело в том, что мы не можем понять по жестам, что человек чувствует. Допустим, человек перекрестил руки на груди. Какова здесь...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Как реагировать на сплетни и слухи на работе

В любом коллективе, чаще женском, довольно часто распространяются слухи и сплетни. Говорим о том, откуда возникают сплетни, как на них реагировать и что делать, если о вас начали сплетничать.

Как избежать эмоционального выгорания на работе

Эмоциональное выгорание – это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Разбираемся в том, как человек доходит до эмоционального выгорания, к каким последствиям оно приводит. Что сделать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием. А если все-таки оно случится, как выйти из этого состояния с наименьшими потерями. Предлагаем простой тест, чтобы проверить себя на наличие тревожных признаков.

Как ужиться с некомфортными коллегами

На работе мы проводим чуть ли не большую часть того времени, когда бодрствуем. Поэтому крайне важно, чтобы нам было приятно там находиться. Однако достаточно часто рядом оказываются люди, вызывающие дискомфорт. Как правильно реагировать и что предпринимать, чтобы обеспечить себе комфорт в рабочее время и приходить домой в хорошем настроении?

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.