Чтобы понять, что человек думает на самом деле, надо смотреть ему в лицо, к такому выводу приходят исследователи-психологи. Еще, конечно, нужно правильно интерпретировать сигналы мимики. А ведь эти умения очень важны для кадровика, которому приходится работать с людьми (часто в конфликтных ситуациях). Об этом мы и расскажем в сегодняшнем материале.
Для всех, кто имеет дело с людьми, крайне важно уметь отличать ложь от правды. Так, например, дипломат, не понявший, что его оппонент врет, может изменить ход истории. То же самое можно сказать и о работе следователя. Его задача – найти правду, чтобы выявить истинные мотивы преступника или подозреваемого, определить причастных и виновных. Список профессий можно продолжать долго. Работник отдела кадров тоже входит в число тех, для кого умение отличать ложь от правды очень важно. Ему желательно не просто знать, врет собеседник или нет, но и то, как он относится к тому или иному вопросу, какие эмоции испытывает в ходе разговора. Не секрет, что современная офисная жизнь заставляет скрывать свои истинные чувства и тот, кто поймет настоящие интересы собеседника, тот и будет успешен.
Но как узнать, что человек думает на самом деле? Есть ли какие-то методы? Большинство из нас вырабатывает собственные способы диагностики, чтобы понять, что человек думает или чувствует. Например, мы можем ориентироваться на то, краснеет человек или бледнеет. Некоторые обращают внимание на язык тела, интонацию голоса и другие признаки. Иногда для определения того, что человек говорит неправду, его просят несколько раз повторить одну и ту же историю, чтобы поймать на мелочах. Однако эти методы недостаточно эффективны. И сейчас мы расскажем почему.
Язык жестов и другие методы
Аллан и Барбара Пиз, авторы книги «Язык телодвижений», искусно подогрели интерес к практической психологии у граждан нашей страны в 90-е годы. Надо отдать должное, они заложили серьезную базу для анализа невербального поведения. Именно благодаря этой книжке мы знаем о том, что перекрещенные руки означают, что человек как бы защищается, а рука у рта говорит о том, что он лжет. Прочитав «Язык телодвижений», хочется вести себя правильно – не нарушать личное пространство собеседника, «отзеркаливать» жесты, избегать сильных или слабых рукопожатий. В общем, следить за своим поведением.
После «Языка телодвижений» вышло много других книг, в том числе и российских авторов, где многократно обыгрывается тема жестов, мимики, поз. Наверное, каждый, кто читал рекомендации практических психологов, некоторое время был под впечатлением и пытался на практике применить их советы. Иногда это выглядит курьезно.
Директор по пресоналу сети автосалонов увлеклась чтением психологической литературы из серии «Как управлять собой и людьми». Она практиковалась в распознавании лжи с упорством частного детектива. Однажды на совещании, в ответ на слова генерального директора: «Мы планируем вывести бизнес на новый уровень…», кадровик резко оборвала руководителя словами: «Вы лжете!» В ответ он удивленно поинтересовался, почему она так считает, и получил логичный (по ее мнению) ответ. Оказывается, генеральный директор, произнося фразу, поднес руку к лицу, а этого делать «ни в коем, ни в коем случае нельзя», так как это жест, означающий ложь.
Не менее забавно выглядят попытки людей понравиться, установить контакт, расположить к себе собеседника, когда они пытаются соблюсти все рекомендации.
Молодой человек, инспектор по кадрам, желая форсировать карьерный рост, решил, что ему обязательно нужно повысить психологическую компетентность. В связи с этим он прочитал несколько статей в интернете про роль невербальной коммуникации и приемы «воздействия на бессознательное». Применять знания на практике он вознамерился в беседе с начальником отдела кадров. Речь шла о повышении зарплаты молодому человеку. Руководитель была очень удивлена поведением своего подчиненного, когда тот старательно копировал все ее телодвижения и мимику. К тому же инспектор по кадрам постоянно думал о том, какое мощнейшее воздействие он оказывает на подсознание начальницы, и поэтому забывал о сути разговора. В конце концов начальник отдела кадров не выдержала и приказала сотруднику хорошенько подумать и изложить просьбу в письменном виде с четкой аргументацией.
Многие, наверное, помнят фирменный стиль общения представителей сетевого маркетинга. Раскрытые ладони, улыбка и заученные фразы абсолютно не облегчали контакт, а часто вызывали неприязнь к продавцам. Парадокс! Действия, которые должны были расположить к себе, интерпретировались многими людьми как неискренность и желание «впарить» товар.
Да и диагностическая достоверность определения состояния других людей по жестам невысока. Дело в том, что мы не можем понять по жестам, что человек чувствует. Допустим, человек перекрестил руки на груди. Какова здесь...