Top.Mail.Ru

Как строить отношения с коллегами, подчиненными и начальством

На работе проходит почти треть нашей сознательной жизни. У кого-то даже больше. И хочется сделать так, чтобы это время было по возможности приятным. Однако получается, к сожалению, не у всех и не всегда. Что же надо делать и чего следует избегать работодателям, чтобы строить общение с сотрудниками не случайным образом, как само сложится, а целенаправленно, добиваясь не только тактических, но и стратегических целей? Поговорим о том, как правильно выстраивать систему отношений в коллективе как по горизонтали (с людьми, равными вам по статусу), так и по вертикали (с руководством). Обсудим наиболее часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Расскажем о границах между людьми, где они проходят, стоит ли их сдвигать и как не переходить. Ну и наконец, выясним, каким образом наши отношения влияют на нашу карьеру и доходы.

Как правильно выстраивать систему отношений в коллективе

То, как сотрудники относятся друг к другу, – очень важно. Конфликты и ссоры не просто ухудшают настроение, но могут и нанести вред бизнесу. Обиженный сотрудник вряд ли будет так же дружелюбен, как тот, который находится в нормальном настроении, в том числе и с клиентами.

Можно выделить три способа взаимодействия людей в компании (Таблица 1):

  • четко формализованная структура,
  • компания-команда,
  • компания-семья.

Таблица 1. Способы взаимодействия коллектива

Четко формализованная структура – это, скорее, компания прошлого, хотя и по сей день их можно встретить в нашей реальности. Компания-команда больше относится к будущему, ее очень любят описывать писатели-фантасты, поскольку в реальной жизни этого достаточно сложно добиться. А компания-семья – это исключение, подтверждающее правило. Потому что работать в такой организации не так легко, как может показаться на первый взгляд. «Родители» могут делать исключения для своих любимчиков и фаворитов, а рядовые сотрудники только вздыхать, видя двойные стандарты управления.

Что делать с этой информацией? Прежде всего проанализируйте, к какому из трех типов относится компания, в которой вы работаете. Лучшее сочетание – это формализованная команда. Т.е. когда четко понятны правила взаимодействия, а сотрудники готовы помогать друг другу и понимают, что только вместе они могут сделать больше, чем каждый по отдельности. Именно к такому идеалу и следует стремиться, шаг за шагом устраняя недочеты и подбирая правильных людей на правильные позиции. Но для того, чтобы повлиять на моральный дух, профессионализм и прочее, вам надо сначала укрепиться в организации, завоевать доверие руководителя и только после этого пытаться что-то менять.

Новичок в коллективе

Если вы только что устроились на работу – очень важно, какое впечатление вы произведете на окружающих в самый первый день работы. Позже какие-то ошибки можно будет исправить, но первое впечатление о человеке остается надолго. Поэтому следуйте правилам:

1. Узнайте как можно больше о том, что принято, а что нет в компании. Как обычно одеваются сотрудники, что обсуждают, где обедают, какие праздники отмечают и т.д. Если вы будете «белой вороной», то тем самым вызовете некоторое отторжение у ряда коллег. Представьте себе креативное рекламное агентство, где в почете нестандартная внешность, одежда, ну и, конечно же, выдающиеся результаты труда. Человеку, одевающемуся в классический деловой костюм, скорее всего, будет неуютно, и он будет плохо вписываться в коллектив. Точно так же «креативно» одетый сотрудник вряд ли сможет работать в солидном банке.

2. Не говорите много о себе. Лучше слушайте и запоминайте, что говорят другие. Вам требуется некоторое время на адаптацию в коллективе. Хорошо, если эта процедура разработана, вам будет проще войти в курс дела. Но так бывает, к сожалению, не всегда. В этом случае вам придется все узнавать самостоятельно, и задача этого периода – не сказать что-то лишнее тому, кому не следует. Есть запретные темы, на которые вообще лучше не говорить. Например, кто сколько денег получает, политика, религия и т.д. Научитесь свободно обсуждать нейтральные темы, которые не столь важны для собеседников, чтобы вызвать конфликт.

3. Будьте дружелюбны, но не чрезмерно. Если вы будете слишком сговорчивы – другие сотрудники подумают, что вами легко манипулировать. Если впадете в другую крайность – то они решат, что вы возгордились, и начнут вместе травить выскочку. Поэтому ищите баланс между открытостью и умением держать язык за зубами.

4. Помните про испорченный телефон. Любая информация обычно искажается в процессе многократной передачи. Поэтому не рассказывайте о себе, своей предыдущей работе, своем начальнике, о чем угодно, что могут исказить, переврать и потом использовать против вас. Лучше промолчать, чем не вовремя сказать глупую фразу, которую уже нельзя будет вернуть.

5. Проявите себя как профессионал. Даже своих знакомых и нужных людей нанимают не для того, чтобы занять доходное место кем-либо, а для работы. И от вас ожидают в любом случае демонстрации того,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как ужиться с некомфортными коллегами

На работе мы проводим чуть ли не большую часть того времени, когда бодрствуем. Поэтому крайне важно, чтобы нам было приятно там находиться. Однако достаточно часто рядом оказываются люди, вызывающие дискомфорт. Как правильно реагировать и что предпринимать, чтобы обеспечить себе комфорт в рабочее время и приходить домой в хорошем настроении?

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.

Читаем по лицам: физиогномика для кадровиков

Чтобы понять, что человек думает на самом деле, надо смотреть ему в лицо, к такому выводу приходят исследователи-психологи. Еще, конечно, нужно правильно интерпретировать сигналы мимики. А ведь эти умения очень важны для кадровика, которому приходится работать с людьми (часто в конфликтных ситуациях). Об этом мы и расскажем в сегодняшнем материале.

Екатерина Горохова: «Многие работодатели еще не успели освоиться в новой реальности и месяцами продолжают искать лучшего кандидата»

Как старение населения влияет на рынок труда? Что больше всего привлекает кандидатов в работодателях? Как привлекать лучших специалистов в современных реалиях? Какие качества работников наиболее востребованы среди работодателей? Насколько изменилась средняя оценка качества кандидатов? Какие инструменты привлечения кандидатов наиболее эффективны? О ключевых тенденциях рынка труда в России и мире в 2017 году мы поговорили с генеральным директором в России и Польше, вице президентом Kelly Services Екатериной Гороховой.

Как ужиться с некомфортными коллегами

На работе мы проводим чуть ли не большую часть того времени, когда бодрствуем. Поэтому крайне важно, чтобы нам было приятно там находиться. Однако достаточно часто рядом оказываются люди, вызывающие дискомфорт. Как правильно реагировать и что предпринимать, чтобы обеспечить себе комфорт в рабочее время и приходить домой в хорошем настроении?

Тонкости адаптации руководителей и HR-менеджеров на новом месте работы

Смена коллектива – серьезный стресс для любого человека. Причем некоторым категориям работников адаптация на новом месте особенно важна и говорит об уровне их профессиональной компетенции. Это руководители и HR-менеджеры. Как избежать болезненных моментов и что сделать, чтобы новые коллеги приняли сотрудника «как родного», читайте в статье.

Несуществующие работники: что с ними делать?

Разберемся, как следует действовать отделу кадров, если в компании были обнаружены фиктивные работники. Проанализируем возможные способы действия, перспективы и риски в ситуации, когда такой сотрудник ни разу не появился на рабочем месте или эпизодически туда наведывается. Посмотрим, как составить документы о расторжении трудового договора с несуществующим работником и можно ли взыскать ранее выплаченную заработную .

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.