Top.Mail.Ru

Как строить отношения с коллегами, подчиненными и начальством

На работе проходит почти треть нашей сознательной жизни. У кого-то даже больше. И хочется сделать так, чтобы это время было по возможности приятным. Однако получается, к сожалению, не у всех и не всегда. Что же надо делать и чего следует избегать работодателям, чтобы строить общение с сотрудниками не случайным образом, как само сложится, а целенаправленно, добиваясь не только тактических, но и стратегических целей? Поговорим о том, как правильно выстраивать систему отношений в коллективе как по горизонтали (с людьми, равными вам по статусу), так и по вертикали (с руководством). Обсудим наиболее часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Расскажем о границах между людьми, где они проходят, стоит ли их сдвигать и как не переходить. Ну и наконец, выясним, каким образом наши отношения влияют на нашу карьеру и доходы.

Как правильно выстраивать систему отношений в коллективе

То, как сотрудники относятся друг к другу, – очень важно. Конфликты и ссоры не просто ухудшают настроение, но могут и нанести вред бизнесу. Обиженный сотрудник вряд ли будет так же дружелюбен, как тот, который находится в нормальном настроении, в том числе и с клиентами.

Можно выделить три способа взаимодействия людей в компании (Таблица 1):

  • четко формализованная структура,
  • компания-команда,
  • компания-семья.

Таблица 1. Способы взаимодействия коллектива

Четко формализованная структура – это, скорее, компания прошлого, хотя и по сей день их можно встретить в нашей реальности. Компания-команда больше относится к будущему, ее очень любят описывать писатели-фантасты, поскольку в реальной жизни этого достаточно сложно добиться. А компания-семья – это исключение, подтверждающее правило. Потому что работать в такой организации не так легко, как может показаться на первый взгляд. «Родители» могут делать исключения для своих любимчиков и фаворитов, а рядовые сотрудники только вздыхать, видя двойные стандарты управления.

Что делать с этой информацией? Прежде всего проанализируйте, к какому из трех типов относится компания, в которой вы работаете. Лучшее сочетание – это формализованная команда. Т.е. когда четко понятны правила взаимодействия, а сотрудники готовы помогать друг другу и понимают, что только вместе они могут сделать больше, чем каждый по отдельности. Именно к такому идеалу и следует стремиться, шаг за шагом устраняя недочеты и подбирая правильных людей на правильные позиции. Но для того, чтобы повлиять на моральный дух, профессионализм и прочее, вам надо сначала укрепиться в организации, завоевать доверие руководителя и только после этого пытаться что-то менять.

Новичок в коллективе

Если вы только что устроились на работу – очень важно, какое впечатление вы произведете на окружающих в самый первый день работы. Позже какие-то ошибки можно будет исправить, но первое впечатление о человеке остается надолго. Поэтому следуйте правилам:

1. Узнайте как можно больше о том, что принято, а что нет в компании. Как обычно одеваются сотрудники, что обсуждают, где обедают, какие праздники отмечают и т.д. Если вы будете «белой вороной», то тем самым вызовете некоторое отторжение у ряда коллег. Представьте себе креативное рекламное агентство, где в почете нестандартная внешность, одежда, ну и, конечно же, выдающиеся результаты труда. Человеку, одевающемуся в классический деловой костюм, скорее всего, будет неуютно, и он будет плохо вписываться в коллектив. Точно так же «креативно» одетый сотрудник вряд ли сможет работать в солидном банке.

2. Не говорите много о себе. Лучше слушайте и запоминайте, что говорят другие. Вам требуется некоторое время на адаптацию в коллективе. Хорошо, если эта процедура разработана, вам будет проще войти в курс дела. Но так бывает, к сожалению, не всегда. В этом случае вам придется все узнавать самостоятельно, и задача этого периода – не сказать что-то лишнее тому, кому не следует. Есть запретные темы, на которые вообще лучше не говорить. Например, кто сколько денег получает, политика, религия и т.д. Научитесь свободно обсуждать нейтральные темы, которые не столь важны для собеседников, чтобы вызвать конфликт.

3. Будьте дружелюбны, но не чрезмерно. Если вы будете слишком сговорчивы – другие сотрудники подумают, что вами легко манипулировать. Если впадете в другую крайность – то они решат, что вы возгордились, и начнут вместе травить выскочку. Поэтому ищите баланс между открытостью и умением держать язык за зубами.

4. Помните про испорченный телефон. Любая информация обычно искажается в процессе многократной передачи. Поэтому не рассказывайте о себе, своей предыдущей работе, своем начальнике, о чем угодно, что могут исказить, переврать и потом использовать против вас. Лучше промолчать, чем не вовремя сказать глупую фразу, которую уже нельзя будет вернуть.

5. Проявите себя как профессионал. Даже своих знакомых и нужных людей нанимают не для того, чтобы занять доходное место кем-либо, а для работы. И от вас ожидают в любом случае демонстрации того, что вы не просто человек, с которым приятно поболтать, но и справляетесь с теми задачами, для которых вас наняли.

6. Заводите друзей. «Друзья» в данном случае – понятие весьма условное. Не стоит просить у этих людей деньги в долг, рассчитывать, что они будут проводить с вами внерабочее время, и т.д. Однако для того, чтобы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Читаем по лицам: физиогномика для кадровиков

Чтобы понять, что человек думает на самом деле, надо смотреть ему в лицо, к такому выводу приходят исследователи-психологи. Еще, конечно, нужно правильно интерпретировать сигналы мимики. А ведь эти умения очень важны для кадровика, которому приходится работать с людьми (часто в конфликтных ситуациях). Об этом мы и расскажем в сегодняшнем материале.

Екатерина Горохова: «Многие работодатели еще не успели освоиться в новой реальности и месяцами продолжают искать лучшего кандидата»

Как старение населения влияет на рынок труда? Что больше всего привлекает кандидатов в работодателях? Как привлекать лучших специалистов в современных реалиях? Какие качества работников наиболее востребованы среди работодателей? Насколько изменилась средняя оценка качества кандидатов? Какие инструменты привлечения кандидатов наиболее эффективны? О ключевых тенденциях рынка труда в России и мире в 2017 году мы поговорили с генеральным директором в России и Польше, вице президентом Kelly Services Екатериной Гороховой.

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.

Несуществующие работники: что с ними делать?

Разберемся, как следует действовать отделу кадров, если в компании были обнаружены фиктивные работники. Проанализируем возможные способы действия, перспективы и риски в ситуации, когда такой сотрудник ни разу не появился на рабочем месте или эпизодически туда наведывается. Посмотрим, как составить документы о расторжении трудового договора с несуществующим работником и можно ли взыскать ранее выплаченную заработную .

Отказ в приеме на работу: за и против

В процессе деятельности любая организация сталкивалась с необходимостью подбора персонала. Зачастую работодатели считают, что вправе отказать любому соискателю, который им не понравится. Компанию можно понять – будущий сотрудник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к кандидатам для выполнения конкретной работы. Указанная позиция отчасти является верной. Несмотря на право работодателя самостоятельно принимать решения относительно подбора персонала, существуют определенные правила и ограничения. Читайте о том, на что, по мнению суда, нужно обратить внимание при составлении отказа в приеме на работу.

Тонкости адаптации руководителей и HR-менеджеров на новом месте работы

Смена коллектива – серьезный стресс для любого человека. Причем некоторым категориям работников адаптация на новом месте особенно важна и говорит об уровне их профессиональной компетенции. Это руководители и HR-менеджеры. Как избежать болезненных моментов и что сделать, чтобы новые коллеги приняли сотрудника «как родного», читайте в статье.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.