Top.Mail.Ru
Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

К сожалению, человеческое общество несовершенно. Люди – ​существа эмоциональные и часто действуют вопреки разуму. Одно из свидетельств несовершенства нашей природы – ​агрессия – ​поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда ближнему. Все человеческие столкновения, начиная от бытовых семейных сцен, заканчивая вооруженными конфликтами, происходят от того, что мы плохо контролируем враждебные эмоции. Офисная жизнь насыщена агрессией не в меньшей мере, чем джунгли, кишащие опасными зверями и насекомыми. Другое дело, что в офисе никто не ест друг друга в прямом смысле этого слова, но последствия конфликтов бывают порой весьма тяжелыми – ​рушатся карьеры, увольняются ценные сотрудники, портятся отношения.

Надо сказать, что единого учения, описывающего агрессию, – ​нет. В современной психологии есть несколько теорий, объясняющих агрессивное поведение. Эти концепции вполне применимы на практике, хотя каждая в отдельности не дает полного объяснения. Ознакомимся с теориями и посмотрим, как каждая из них может быть нам полезна.

Агрессия как реакция на неудовлетворенную потребность

В 30-е годы XX века группа американских ученых (Д. Доллард, Н. Миллер и другие) представили миру так называемую фрустрационную теорию агрессии. Фрустрация – ​это негативное субъективное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность. По мнению авторов концепции, агрессия является следствием того, что у человека есть объективные (внешние) или субъективные (внутренние) препятствия для достижения той или иной цели.

Пример 1

Начальник отдела кадров столкнулась с неприятным фактом. Ее подчиненная – ​спокойная уравновешенная женщина – ​внезапно изменилась. Стала дерзить, говорить колкости. Неприятно было и начальнице, и коллегам. Пришлось откровенно побеседовать с раздраженной сотрудницей. В разговоре она упомянула, что раньше ей разрешалось уходить с работы на полчаса раньше, а теперь – ​нет. Действительно, в последнее время руководство компании стало тщательно следить за трудовой дисциплиной и ввело пропускную систему. Раньше можно было прийти пораньше и уйти попозже, но теперь ситуация изменилась, сотрудники должны быть на месте ровно с 9 до 18 часов. Женщине-бухгалтеру нужно было забирать ребенка из детского сада, но она не всегда успевала на автобус, поэтому нервничала, что и выражалось во враждебном поведении.

Авторы фрустрационной теории выделили три фактора, от которых зависит величина агрессивного поведения:

  1. Степень ожидаемого удовлетворения.
  2. Величина препятствия.
  3. Количество последовательных фрустраций.

Другими словами, человек (начальник, коллега) тем агрессивнее, чем сильнее затронуты его интересы и чем больше неудач он претерпел. Фрустрационная теория интересна тем, что с ее помощью можно объяснить, казалось бы, необъяснимые вспышки агрессии (как в примере выше). Есть и другие интересные моменты. Например, существует такое понятие, как «смещенная агрессия». Оно означает следующее. Если человек по тем или иным причинам не может непосредственно воздействовать на помеху, то он, как говорят психологи, «отреагирует» агрессию на другом объекте. В вышеприведенном примере сердитый специалист по кадрам не пошла требовать у руководства компании, чтобы ее отпускали пораньше (так не принято с точки зрения субординации), но внутреннее раздражение осталось и приняло неконструктивные формы. Женщина стала «задирать» коллег и непосредственного руководителя – начальника отдела кадров.

Многие феномены поведения в психологии объясняются смещением агрессии. Дети чувствуют свою зависимость от взрослых, боятся наказаний, но поскольку сами ответить обидчикам не могут, они обижают младших или животных. Сотрудники, которые чувствуют себя неуютно на работе, получая от начальства один выговор за другим, как правило, отрываются на своих домочадцах.

Пример 2

В отделе кадров деревообрабатывающего завода работала женщина. Ее отличительной чертой было то, что она никогда ни с кем не ругалась. Начальство знало, что ей можно поручить дело, за которое другие не берутся, так как она не откажется. Коллеги порой подшучивали, а иногда и издевались за тихий нрав и нескандальность. В коллективе существовал обычай. По серьезному случаю (юбилей, свадьба и т. п.) было принято собираться либо в кафе, либо у виновника торжества дома. Наша кроткая героиня пригасила всех на пятидесятилетие к себе на дачу на шашлыки. И там, на празднике, коллеги увидели ее совершенно с другой стороны. Она кричала на своих взрослых детей и мужа по любому поводу, заставляла их прислуживать за столом и позволяла себе в их адрес оскорбительные высказывания. Коллеги были ошеломлены. Семейный образ настолько не вязался с рабочим, что все через час под разными предлогами покинули хозяйку праздника.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.