Top.Mail.Ru
Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

К сожалению, человеческое общество несовершенно. Люди – ​существа эмоциональные и часто действуют вопреки разуму. Одно из свидетельств несовершенства нашей природы – ​агрессия – ​поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда ближнему. Все человеческие столкновения, начиная от бытовых семейных сцен, заканчивая вооруженными конфликтами, происходят от того, что мы плохо контролируем враждебные эмоции. Офисная жизнь насыщена агрессией не в меньшей мере, чем джунгли, кишащие опасными зверями и насекомыми. Другое дело, что в офисе никто не ест друг друга в прямом смысле этого слова, но последствия конфликтов бывают порой весьма тяжелыми – ​рушатся карьеры, увольняются ценные сотрудники, портятся отношения.

Надо сказать, что единого учения, описывающего агрессию, – ​нет. В современной психологии есть несколько теорий, объясняющих агрессивное поведение. Эти концепции вполне применимы на практике, хотя каждая в отдельности не дает полного объяснения. Ознакомимся с теориями и посмотрим, как каждая из них может быть нам полезна.

Агрессия как реакция на неудовлетворенную потребность

В 30-е годы XX века группа американских ученых (Д. Доллард, Н. Миллер и другие) представили миру так называемую фрустрационную теорию агрессии. Фрустрация – ​это негативное субъективное переживание, связанное с невозможностью удовлетворить потребность. По мнению авторов концепции, агрессия является следствием того, что у человека есть объективные (внешние) или субъективные (внутренние) препятствия для достижения той или иной цели.

Пример 1

Начальник отдела кадров столкнулась с неприятным фактом. Ее подчиненная – ​спокойная уравновешенная женщина – ​внезапно изменилась. Стала дерзить, говорить колкости. Неприятно было и начальнице, и коллегам. Пришлось откровенно побеседовать с раздраженной сотрудницей. В разговоре она упомянула, что раньше ей разрешалось уходить с работы на полчаса раньше, а теперь – ​нет. Действительно, в последнее время руководство компании стало тщательно следить за трудовой дисциплиной и ввело пропускную систему. Раньше можно было прийти пораньше и уйти попозже, но теперь ситуация изменилась, сотрудники должны быть на месте ровно с 9 до 18 часов. Женщине-бухгалтеру нужно было забирать ребенка из детского сада, но она не всегда успевала на автобус, поэтому нервничала, что и выражалось во враждебном поведении.

Авторы фрустрационной теории выделили три фактора, от которых зависит величина агрессивного поведения:

  1. Степень ожидаемого удовлетворения.
  2. Величина препятствия.
  3. Количество последовательных фрустраций.

Другими словами, человек (начальник, коллега) тем агрессивнее, чем сильнее затронуты его интересы и чем больше неудач он претерпел. Фрустрационная теория интересна тем, что с ее помощью можно объяснить, казалось бы, необъяснимые вспышки агрессии (как в примере выше). Есть и другие интересные моменты. Например, существует такое понятие, как «смещенная агрессия». Оно означает следующее. Если человек по тем или иным причинам не может непосредственно воздействовать на помеху, то он, как говорят психологи, «отреагирует» агрессию на другом объекте. В вышеприведенном примере сердитый специалист по кадрам не пошла требовать у руководства компании, чтобы ее отпускали пораньше (так не принято с точки зрения субординации), но внутреннее раздражение осталось и приняло неконструктивные формы. Женщина стала «задирать» коллег и непосредственного руководителя – начальника отдела кадров.

Многие феномены поведения в психологии объясняются смещением агрессии. Дети чувствуют свою зависимость от взрослых, боятся наказаний, но поскольку сами ответить обидчикам не могут, они обижают младших или животных. Сотрудники, которые чувствуют себя неуютно на работе, получая от начальства один выговор за другим, как правило, отрываются на своих домочадцах.

Пример 2

В отделе кадров деревообрабатывающего завода работала женщина. Ее отличительной чертой было то, что она никогда ни с кем не ругалась. Начальство знало, что ей можно поручить дело, за которое другие не берутся, так как она не откажется. Коллеги порой подшучивали, а иногда и издевались за тихий нрав и нескандальность. В коллективе существовал обычай. По серьезному случаю (юбилей, свадьба и т. п.) было принято собираться либо в кафе, либо у виновника торжества дома. Наша кроткая героиня пригасила всех на пятидесятилетие к себе на дачу на шашлыки. И там, на празднике, коллеги увидели ее совершенно с другой стороны. Она кричала на своих взрослых детей и мужа по любому поводу, заставляла их прислуживать за столом и позволяла себе в их адрес оскорбительные высказывания. Коллеги были ошеломлены. Семейный образ настолько не вязался с рабочим, что все через час под разными предлогами покинули хозяйку праздника.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.