Top.Mail.Ru

Проектная кузница кадров: учимся на конкретных примерах

Обучать персонал нужно в любой организации даже в посткризисный период, который вносит свои коррективы в существующие системы. Все чаще в компаниях возникают ситуации, когда цели ясны, задачи определены, а людей, способных реализовать грандиозные планы, не хватает. В статье мы проанализируем опыт конкретного предприятия – ОАО «Институт Гидропроект» – в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Одним из основных условий эффективного функционирования системы управления качеством в организации является наличие квалифицированного персонала, поэтому в проектной организации должно проводиться непрерывное и постоянное обучение работников всех категорий, направленное на последовательное расширение и углубление знаний, совершенствование мастерства в соответствии с потребностями строительного производства в условиях рыночных отношений. Именно поэтому сотрудники управления по работе с персоналом ОАО «Институт Гидропроект» уделяют вопросам обучения работников особо пристальное внимание.

Справка

Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука» (ОАО «Институт Гидропроект») – один из мировых лидеров в области гидроэнергетики и водохозяйственного строительства, выполняет полный комплекс проектных и инжиниринговых услуг при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов гидроэнергетики, включая изыскательские работы, обоснования инвестиций и технико-экономические обоснования, рабочее проектирование, проекты организации работ и строительства, авторский надзор и управление строительством, инженерный консалтинг заказчика.

Результативность производственной деятельности и ее эффективность во многом зависят от кадрового потенциала той или иной организации. Кадровая политика современного динамично развивающегося предприятия направлена на сохранение кадрового потенциала, квалифицированных работников, их профессиональную мобильность, обновление кадров за счет приема на работу профессионально подготовленных работников. Современное производство требует новых подходов к подготовке и комплектованию кадрами новой формации, имеющих хорошую базовую подготовку и способность быстро адаптироваться в изменяющейся обстановке, эффективно использовать имеющиеся знания и практические навыки, постоянно приобретать новые, лежащие как в смежных, так и в совершенно других областях науки (например, управление человеческими ресурсами, маркетинг, менеджмент, право, языковая подготовка и др.). Персонал должен постоянно развиваться, так как меняется жизнь, меняются условия труда и методы управления и сами условия хозяйствования.

В связи с этими факторами возникает острая необходимость в реорганизации процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В данной статье мы проанализируем систему обучения персонала конкретного предприятия, в частности, ОАО «Институт Гидропроект». Начать хотелось бы с того, что в проектной организации обучение должно охватывать в первую очередь сиюминутные потребности в обучении, касающиеся исполнения текущих задач и обязанностей. Второй долгосрочной целью обучения является взаимосвязь с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными бизнес-планами.

Схема 1. Обучение персонала в ОАО «Институт Гидропроект»

Реализация политики в области обучения в различных организациях достигается несколькими способами. Некоторые организации практикуют «выращивание» собственных руководителей и специалистов и обеспечивают тщательное обучение внутри организации, чтобы удовлетворить свои потребности в кадрах. Таким образом, большинство обучающих и развивающих программ обеспечивается внутренними ресурсами организации, практически без помощи извне. Некоторые организации используют для проведения тренингов «внешних консультантов» – преподавателей институтов и консультантов частных организаций. В этих случаях организация выделяет одного-двух сотрудников, которые выступают посредниками между своей компанией и «внешними консультантами».

В отношении производственного персонала ОАО «Институт Гидропроект» занимает промежуточную позицию. Проведение стажировки для молодых сотрудников и обучение на рабочем месте особенностям конкретной должности обеспечивается внутренними ресурсами организации, а для обучения административно-управленческого и вспомогательного персонала (начальников структурных подразделений) приглашаются специалисты извне.

Учитывая узкую специализацию института, весьма проблематично идти стандартным путем разработки и внедрения системы обучения персонала. В ОАО «Институт Гидропроект» обучение персонала проводится по следующим направлениям:

  • обучение производственного персонала;
  • обучение административно-управленческого и вспомогательного персонала;
  • изучение требований техники безопасности и охраны труда;
  • изучение требований системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9001:2008.

Существуют определенные преимущества системного подхода в обучении. Они заключаются в том, что, имея хорошо обученный персонал, организация может достигнуть более высокого уровня производства меньшими затратами, чем другие. Другими словами, организация получает следующие выгоды:

  • поддержание необходимого уровня компетенции персонала;
  • развитие знаний и навыков персонала;
  • планируемое развитие опыта и других форм повышения квалификации непосредственно на рабочем месте;
  • улучшение уровня исполнения и повышение эффективности;
  • улучшение качества продукции – проектной документации;
  • улучшение качества работы с заказчиком;
  • повышение уровня мотивации персонала.

Кроме выгоды, которую получает непосредственно институт, существуют преимущества и для каждого индивида, а именно:

  • развитие навыков индивида;
  • повышение степени удовлетворенности работой;
  • увеличение ценности работника на рынке труда;
  • возможности для продвижения по служебной лестнице.

Система обучения персонала

Схема 2. Система обучения персонала в ОАО «Институт Гидропроект»

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.