Top.Mail.Ru
В сложных экономических условиях особое значение приобретает работа с торговым персоналом по всем направлениям: обучение, мотивация, подбор. Но то, что было хорошо в докризисный период, не работает сейчас. Поэтому hr-службам нужно пересматривать стратегию работы, методы и технологии.

Кризис изменил структуру спроса, поэтому многие из товаров, работ и услуг, которые приобретались населением раньше, сейчас не покупаются. Все это повлияло на категорию персонала, которая непосредственно связана с торговлей. Для армии продавцов, торговых представителей, консультантов, кассиров, мерчандайзеров наступило трудное время.

Производительность торгового персонала упала по объективным причинам. А поскольку зарплата этих людей зависит от того, как покупают, то уровень их жизни тоже резко упал. И другие категории сотрудников испытывают трудности, но они связаны либо с общим снижением зарплаты, либо с отсутствием вакантных должностей. А вот у работников сферы торговли поменялось многое, хотя до конца ни они, ни их руководство этого еще не осознали.

В сложных экономических условиях особое значение приобретает работа с торговым персоналом по всем направлениям: обучение, мотивация, подбор. Но то, что было хорошо в докризисный период, не работает сейчас. Поэтому hr-службам нужно пересматривать стратегию работы, методы и технологии.

Что изменилось

Поскольку спрос упал, покупателей стало меньше либо они приобретают не в тех объемах, как раньше. Тенденции здесь таковы:

  • индекс потребительского доверия снизился (на II–III квартал 2014 года он составлял 52%, а по состоянию на июнь 2016 года – 34%). Это говорит о том, что люди в меньшей степени склонны совершать крупные покупки 1;
  • почти в два раза снизилось количество людей, считающих свое материальное положение хорошим (во II–III кварталах 2014 года – 10,5–10,9%, а во II квартале 2016 года – 5,5%) 2;
  • люди стали больше тратить на питание, снизив потребление транспортных услуг, предметов домашнего обихода, туристических услуг (в структуре потребительских расходов питание в IV квартале 2014 года составляло 27%, а в IV квартале 2015 года уже 38,1%) 3;
  • уменьшился средний чек в розничной торговле (июнь 2014 года – 537 рублей, июнь 2015 года – 559 рублей, июнь 2016 года – 504 рубля) 4.

О чем говорят эти цифры? Покупатели стали экономить и приобретают только то, что им действительно нужно. Если раньше деньги, оставшиеся от покупки продуктов питания, одежды и коммунальных услуг, использовали для приобретения туристических путевок, машин, то теперь ситуация изменилась. На «роскошь» тратят меньше. Следовательно, в поведении покупателей либо уже произошли, либо произойдут следующие изменения:

  1. люди будут тратить больше времени на одну сделку, принимая решение (поскольку желание сэкономить борется с желанием купить), а значит, продавец (в широком смысле, начиная от продавца киоска до менеджера по продажам) должен тщательнее выявлять потребности и работать с возражениями;
  2. клиенты будут приобретать у того, кто предложит дешевле либо «прямо сейчас», либо в течение времени (например, скидки для постоянных покупателей);
  3. граждане будут покупать у тех продавцов (в магазинах, киосках, супермаркетах, других компаниях), которым доверяют, а значит, продавец должен уметь строить длительные отношения.

В торговле товарами, да и не только торговле, но и в сфере работ и услуг, производстве обычно провозглашаются две ценности: клиент­ориентированность и результативность. Клиенториентированность – это ориентация на клиента в самом широком понимании, начиная от создания комфортных условий (чашка кофе во время переговоров, удобные сроки оплаты и т.п.) до глубокого понимания его потребностей, причем не только с точки зрения покупки того или иного товара.

Пример 1

«В “Меге” ваши дети смогут веселиться на детских игровых площадках, специально для них мы показываем мультфильмы в местах отдыха. Для вас всегда работают комната матери и ребенка, семейные туалеты. Для удобства воспользуйтесь специальными стульями для детей на фудкорте или возьмите напрокат машинку — детям они так нравятся!» 5

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Активное слушание: научиться, развивать, применять

В обыденной речи для многих просто слушать собеседника, вникая и не перебивая, уже довольно сложная задача. Но обучившись активному слушанию, можно существенно повысить эффективность любой коммуникации как дома, так и в рабочих процессах. А ведь умение слушать – такой важный навык не только для кадровика, но и других сотрудников в организации. Поэтому внутренние тренинги по развитию активного слушания крайне желательны в компаниях. Такой тренинг можно заказать у сторонней организации, а можно провести силами штатных тренеров с помощью предложенных в статье знаний и техник.

Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации

Тренинг общения или, как его еще называют, коммуникативный тренинг наиболее востребован и популярен. Автор приводит программу тренинга общения, которую можно использовать при подготовке собственного тренинга. Даны советы, как разработать содержание программы, познакомить участников с темой, включить их в процесс обучения и продемонстрировать им их ошибки.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Елена Ленсу: «В кризис на развитие и обучение персонала нужно тратить еще больше»

Как выстроить работу с персоналом в кризис? Как правильно доносить информацию о работе компании? Нужно ли подходить индивидуально или лучше обсуждать на общем собрании? Нужно ли бояться наплыва кандидатов? Как привлекать новых сотрудников и тратить на подбор время более эффективно? Как мотивировать персонал? Есть ли смысл экономить на тренингах? Об этом наш журнал поговорил с hr-директором кадрового агентства HR MINT, гештальт-терпевтом, практическим психологом и организационным консультантом Еленой Ленсу.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации

Тренинг общения или, как его еще называют, коммуникативный тренинг наиболее востребован и популярен. Автор приводит программу тренинга общения, которую можно использовать при подготовке собственного тренинга. Даны советы, как разработать содержание программы, познакомить участников с темой, включить их в процесс обучения и продемонстрировать им их ошибки.

Активное слушание: научиться, развивать, применять

В обыденной речи для многих просто слушать собеседника, вникая и не перебивая, уже довольно сложная задача. Но обучившись активному слушанию, можно существенно повысить эффективность любой коммуникации как дома, так и в рабочих процессах. А ведь умение слушать – такой важный навык не только для кадровика, но и других сотрудников в организации. Поэтому внутренние тренинги по развитию активного слушания крайне желательны в компаниях. Такой тренинг можно заказать у сторонней организации, а можно провести силами штатных тренеров с помощью предложенных в статье знаний и техник.

Елена Ленсу: «В кризис на развитие и обучение персонала нужно тратить еще больше»

Как выстроить работу с персоналом в кризис? Как правильно доносить информацию о работе компании? Нужно ли подходить индивидуально или лучше обсуждать на общем собрании? Нужно ли бояться наплыва кандидатов? Как привлекать новых сотрудников и тратить на подбор время более эффективно? Как мотивировать персонал? Есть ли смысл экономить на тренингах? Об этом наш журнал поговорил с hr-директором кадрового агентства HR MINT, гештальт-терпевтом, практическим психологом и организационным консультантом Еленой Ленсу.