Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации

Тренинг общения или, как его еще называют, коммуникативный тренинг наиболее востребован и популярен. Автор приводит программу тренинга общения, которую можно использовать при подготовке собственного тренинга. Даны советы, как разработать содержание программы, познакомить участников с темой, включить их в процесс обучения и продемонстрировать им их ошибки.

Для сотрудника кадровой службы, решившего освоить проведение бизнес-тренингов, знающего методику и некоторые приемы тренинговой работы, ­первым практическим шагом должно стать изучение тренинга общения.

Тренинг общения, или, как его еще называют, коммуникативный тренинг, наиболее востребован и популярен. Правда, если посмотреть в интернете на сайтах учебных компаний, то такое название встречается редко. Как правило, тренинг общения «маскируется» под другие названия: «как общаться с подчиненными», «деловые переговоры от А до Я», «семинар по коммуникативной компетентности» и т.д. Однако тематические модули всех перечисленных программ обычно похожи - с акцентом на тот или иной аспект общения.

Подготовительный этап

На этом этапе бизнес-тренер планирует содержание тренинга. Он создает программу исходя из запросов руководства компании, будущих участников, начальников отделов, клиентов, рыночной ситуации и т.д. В зависимости от специфики работы организации и подразделения она может различаться (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Особенности тренинга в зависимости от сферы деятельности компании

Можно опросить руководителей подразделений, но лучше провести анализ деятельности сотрудников и выделить аспекты общения, над которыми желательно поработать в тренинге. Затем тематический план имеет смысл согласовать с заказчиком в лице начальника отдела или ­директора предприятия.

Также необходимо заранее оговорить, как можно будет оценить результаты обучения. Для проверки знаний до и после тренинга ­составляем небольшой тест-вопросник, например, с вопросами ниже.

Пример 1
  1. Как лучше вступать в контакт с клиентом:
    а) проявляя инициативу, быстро и напористо - сразу к делу;
    б) надо ждать, пока клиент "созреет" и начать разговор;
    в) сначала понять состояние человека, оценить его готовность и начать общение с учетом его состояния;
    г) не надо навязываться, клиент сам спросит, что ему нужно.
  2. Как устанавливать контакт глазами:
    а) в глаза смотреть нельзя, это воспринимается как агрессия;
    б) смотреть нужно в переносицу прямо, не отводя глаз;
    в) надо смотреть в один глаз - левый или правый;
    г) в глаза нужно смотреть несколько секунд, затем на мгновение отводить взгляд и снова смотреть в глаза.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Секреты обратной связи в тренинге

Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Как проводить дискуссию в тренинге

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Учимся управлять групповой динамикой тренинга

Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Секреты обратной связи в тренинге

Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

Ролевая игра – это форма учебной активности, в которой моделируется ситуация профессиональной деятельности. Игрокам нужно выполнить какую-либо задачу, применяя техники общения. Автор рассказывает, каковы функции ролевой игры в тренинге, как ее сконструировать и как провести инструктаж и саму игру, ­получив при этом результаты.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного.