Top.Mail.Ru
Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Мы продолжаем серию статей для менеджеров по персоналу, решивших стать внутренними бизнес-тренерами. На этот раз речь пойдет о главном ­методическом принципе, который является основой тренинга, – обратной связи.

Термин «обратная связь» распространен среди управленцев, преподавателей, маркетологов и других специалистов, но больше всего им пользуются бизнес-тренеры и психологи. Как правило, он означает оценку поведения участников тренинговой группы. Но обратная связь – понятие более сложное, не сводимое к характеристикам и замечаниям преподавателя. Чтобы правильно вести занятия в группе, надо иметь развернутое понимание термина.

История появления

Термин всегда возникает не просто так, а когда в нем появляется необходимость. Что интересно, истоки понятия «обратная связь» берут свое начало не в психологии, истории, социологии или другой гуманитарной науке, а в… промышленности.

Обратная связь в технике

В 1788 году Джеймс Уатт, шотландский изобретатель, усовершенствовал паровую машину Ньюкомена. Это усовершенствование позволило использовать агрегат в промышленности. В конструкции был применен так называемый центробежный регулятор. Он представлял собой два шарика, подвешенных на рычагах. Когда вал вращался слишком быстро, рычаги под воздействием центробежной силы расходились и приводили в действие заслонку, которая уменьшала подачу пара. Таким образом поддерживалась оптимальная скорость вращения.

Правда, Джеймс Уатт не называл механизм обратной связью, сам термин появился вместе с другой наукой – кибернетикой.

…в кибернетике

Родоначальник кибернетики – Норберт Винер, американский ученый. Кибернетика – наука, которая описывает процесс и закономерности работы сложных систем – как живых (человек, общество, организация), так и неживых (компьютер, автомобиль).

Два базовых понятий кибернетики – «обратная связь» и «черный ящик». Черный ящик означает любую сложную систему (техническую, биологическую, социальную), принцип функционирования которой нам непонятен. У нее есть входы и выходы. На вход подаются какая-либо информация или ресурсы, а на выходе появляются другая информация или ресурсы.

Например, мы заливаем в кофейную машину воду и засыпаем кофе, а на выходе получаем чашку ароматного напитка. Аппарат в данном случае можно рассматривать как черный ящик, ведь мы не знаем процессов, которые происходят внутри него. Если нам не нравится вкус кофе, то в следующий раз мы засыплем в машину другой сорт зерен или выставим альтернативный режим приготовления. Это и есть обратная связь. Таким образом, система «кофейный аппарат» работает эффективнее (готовит вкуснее), когда получает сигнал из внешней среды и под его воздействием меняет свою работу.

…в биологии и медицине

Практическое применение механизму обратной связи уже давно нашли в медицине. Человеку предоставляют информацию о состоянии организма с помощью специальных приборов (например, ­электроэнцефалографа), а он произвольно меняет свое состояние.

При этом пациент не столько лечится, сколько учится контролировать свое тело. С помощью биологической обратной связи лечат головные боли, бессонницу, заикание, депрессию и многие другие заболевания.

Обратная связь в обучении

Почему термин «обратная связь» появился именно в тренинговой работе? Дело в том, что, в отличие от классического обучения, социально-психологический тренинг имеет дело с поведением. Обучение навыкам общения, уверенного поведения, продаж и разрешения конфликтов возможно только в реальности. Прочитав книжку о том, как стать уверенным, человек приобретет лишь знание, но никак не навыки. Здесь так же, как в спорте, нужно пробовать, ошибаться, опять пробовать и так до тех пор, пока не появится результат. А для приобретения навыков ­обучающийся нуждается в обратной связи.

Поэтому в ходе тренинга создается такая экспериментальная среда, где участники играют всерьез. Они устраиваются на работу, ведут деловые переговоры, отстаивают точку зрения в смоделированных ситуациях.

Человек – сложная система, а система, как мы помним, меняет себя под воздействием обратной связи. С этой точки зрения такой...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.