Top.Mail.Ru
Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Мы продолжаем серию статей для менеджеров по персоналу, решивших стать внутренними бизнес-тренерами. На этот раз речь пойдет о главном ­методическом принципе, который является основой тренинга, – обратной связи.

Термин «обратная связь» распространен среди управленцев, преподавателей, маркетологов и других специалистов, но больше всего им пользуются бизнес-тренеры и психологи. Как правило, он означает оценку поведения участников тренинговой группы. Но обратная связь – понятие более сложное, не сводимое к характеристикам и замечаниям преподавателя. Чтобы правильно вести занятия в группе, надо иметь развернутое понимание термина.

История появления

Термин всегда возникает не просто так, а когда в нем появляется необходимость. Что интересно, истоки понятия «обратная связь» берут свое начало не в психологии, истории, социологии или другой гуманитарной науке, а в… промышленности.

Обратная связь в технике

В 1788 году Джеймс Уатт, шотландский изобретатель, усовершенствовал паровую машину Ньюкомена. Это усовершенствование позволило использовать агрегат в промышленности. В конструкции был применен так называемый центробежный регулятор. Он представлял собой два шарика, подвешенных на рычагах. Когда вал вращался слишком быстро, рычаги под воздействием центробежной силы расходились и приводили в действие заслонку, которая уменьшала подачу пара. Таким образом поддерживалась оптимальная скорость вращения.

Правда, Джеймс Уатт не называл механизм обратной связью, сам термин появился вместе с другой наукой – кибернетикой.

…в кибернетике

Родоначальник кибернетики – Норберт Винер, американский ученый. Кибернетика – наука, которая описывает процесс и закономерности работы сложных систем – как живых (человек, общество, организация), так и неживых (компьютер, автомобиль).

Два базовых понятий кибернетики – «обратная связь» и «черный ящик». Черный ящик означает любую сложную систему (техническую, биологическую, социальную), принцип функционирования которой нам непонятен. У нее есть входы и выходы. На вход подаются какая-либо информация или ресурсы, а на выходе появляются другая информация или ресурсы.

Например, мы заливаем в кофейную машину воду и засыпаем кофе, а на выходе получаем чашку ароматного напитка. Аппарат в данном случае можно рассматривать как черный ящик, ведь мы не знаем процессов, которые происходят внутри него. Если нам не нравится вкус кофе, то в следующий раз мы засыплем в машину другой сорт зерен или выставим альтернативный режим приготовления. Это и есть обратная связь. Таким образом, система «кофейный аппарат» работает эффективнее (готовит вкуснее), когда получает сигнал из внешней среды и под его воздействием меняет свою работу.

…в биологии и медицине

Практическое применение механизму обратной связи уже давно нашли в медицине. Человеку предоставляют информацию о состоянии организма с помощью специальных приборов (например, ­электроэнцефалографа), а он произвольно меняет свое состояние.

При этом пациент не столько лечится, сколько учится контролировать свое тело. С помощью биологической обратной связи лечат головные боли, бессонницу, заикание, депрессию и многие другие заболевания.

Обратная связь в обучении

Почему термин «обратная связь» появился именно в тренинговой работе? Дело в том, что, в отличие от классического обучения, социально-психологический тренинг имеет дело с поведением. Обучение навыкам общения, уверенного поведения, продаж и разрешения конфликтов возможно только в реальности. Прочитав книжку о том, как стать уверенным, человек приобретет лишь знание, но никак не навыки. Здесь так же, как в спорте, нужно пробовать, ошибаться, опять пробовать и так до тех пор, пока не появится результат. А для приобретения навыков ­обучающийся нуждается в обратной связи.

Поэтому в ходе тренинга создается такая экспериментальная среда, где участники играют всерьез. Они устраиваются на работу, ведут деловые переговоры, отстаивают точку зрения в смоделированных ситуациях.

Человек – сложная система, а система, как мы помним, меняет себя под воздействием обратной связи. С этой точки зрения такой...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров

Тайм-трекеры позволяют контролировать работу дистанционных работников, трудящихся на компьютере. Существуют как ручные трекеры (фактически для самоконтроля), так и автоматические. Расскажем, что они могут отслеживать, какие данные получит работодатель, как их нужно интерпретировать и что учесть. Предупреждаем о несовершенстве таких программ и выделяем наиболее популярные из них.

Как организовать внутренние коммуникации

От внутренних коммуникаций напрямую зависит повышение эффективности труда. Рассказываем о подходах к построению формальных коммуникаций в организации. При этом не будем затрагивать чисто кадровые документы – ​уведомления и объяснительные, а возьмем более широко – ​любые формальные коммуникации между сотрудниками в организации – ​служебные записки, сообщения, письма; на бумаге, по электронной почте, в мессенджере. Узнаете, на что обратить внимание и как организовать внутренние коммуникации для оптимизации процесса работы.

Укрощаем неформального лидера в рабочем коллективе

Выстраивая отношения в коллективе, руководителю (будь то всей организации или только отдела), приходится иметь дело с лидерами. Важно понимать психологические особенности данной категории людей – ​слабые и сильные стороны, недостатки и преимущества. Знание качеств неформальных лидеров помогает управлять подчиненными. Что лучше? Противостоять им, «дружить» или игнорировать? Показываем на примерах, как неформальные лидеры могут влиять на коллектив и чем они опасны.

Как войти в рабочий ритм

Вам знакомо ощущение, когда вы никак не можете настроиться на работу? Отвлекает болтовня коллег, шум за окном, температура в кабинете, неудобный стул, личные проблемы. Причины всегда найдутся! А работать надо и плодотворно! Что делать? Предлагаем несколько методов, помогающих преодолевать инерцию и включаться в работу, особенно после продолжительных праздников. Эти несложные приемы основаны на особенностях человеческой психологии и физиологии. Их можно быстро освоить и применять в работе.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Менеджер по подбору персонала: критерии качества работы

Каждая организация заинтересована в повышении эффективности своей работы. И зачастую основным резервом для ее улучшения становится оптимизация бизнес-процессов предприятия, внедрение системы оценки результатов труда каждого работника. Оценка качества работы сотрудников по подбору персонала – вопрос, давно волнующий руководителей HR-отделов и подразделений. В статье предлагается система оценки работы рекрутеров с помощью ключевых показателей эффективности (KPI).

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.