Top.Mail.Ru

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Причины неудавшихся корпоративов

Некоторое время тому назад мы провели анонимное анкетирование работников крупных и средних компаний, чтобы выявить основные причины недовольства от новогодних корпоративов, задуманных как мероприятие, призванное сплотить работников, но на деле испортивших взаимоотношения в коллективе. Полученные данные были распределены по популярности с отбором 6 самых часто звучавших ответов. Получилось следующее. Коллеги считают, что отношения между ними стали хуже после новогоднего корпоратива, потому что:

1) на корпоративе слишком много выпили;

2) на корпоративе случилась драка (порой массовая);

3) на корпоративе кто-то повел себя настолько неприлично, что всем стало неприятно;

4) корпоратив был назначен на такой день, что завтра надо было на работу;

5) на корпоративе кто-то отравился;

6) на корпоративе у кого-то пропали вещи (иногда достаточно ценные).

Малоприятные события, не правда ли? И, к сожалению, очень знакомые. Давайте обсудим, что можно (и нужно) было сделать, чтобы их избежать.

Шампанского салют, когда куранты бьют…

Корпоратив ассоциируется с выпивкой практически всегда и у всех. Об этом даже сложено немало анекдотов, например, такой: «На корпоративе бывает или тошно, когда много выпивки, или скучно, когда мало выпивки». А маму одной школьницы однажды и вовсе вызвали к директору – ​ибо ее дочка на уроке рисования изобразила новогодний корпоратив у папы на работе слишком реалистично, и алкоголь выступил одним из главных героев картины. Увы, почему-то разумный баланс между весельем и количеством алкоголя найти бывает крайне сложно.

Традиционным новогодним напитком в течение многих веков считается шампанское. Без шампанского, как и без салата оливье, вообще праздник праздником не воспринимается. Однако бывает, что чем богаче и успешнее корпорация – ​тем алкоголь на столах элитнее и… крепче. Удачные финансовые результаты года «приглашают» к застолью и водку, и виски, и коньяк, и всевозможные ликеры. При этом за столами коллеги хвастаются, что тот или иной напиток обожали знаменитости. Гордость так и поднимается в душе, когда человек осознает: он так хорошо работал, что теперь пьет любимый коньяк известного актера или любимый ликер вождя прошлого. Но результаты возлияний, ощущаемые на следующий день, заставляют почувствовать себя отнюдь не селебрити. А иногда получается и вовсе парадокс: вроде бы крепкого алкоголя за столами было немного, а народ все равно ухитрился перебрать.

Так почему на корпоративах, особенно новогодних, зачастую столько пьют? Сотрудников можно понять: как мы уже обмолвились, Новый год – ​это не только семейный праздник. Это еще и время, когда пора подвести итоги напряженной работы в течение года. Многие работники действительно крайне напряженно трудились, и теперь им обоснованно хочется расслабиться. А алкоголь традиционно на Руси был едва ли не главным средством для расслабления, причем культура меры в выпивке присуща в нашем обществе далеко не всем.

Пример 1

Программист Вася впервые устроился на работу после окончания вуза. Раньше таких, как он, гордо именовали «молодыми специалистами». У него была еще одна мысль – ​наконец проявить себя как взрослому, ведь все школьные и институтские годы, что прошли после смерти папы, они с мамой жили вдвоем. А для мамы Вася был, увы, «вечным ребенком».

И вот начальник отдела по итогам года сообщил: Васе удалось стать одним из лучших «дебютантов» компании. Молодому человеку была назначена приличная премия, его фото появилось на корпоративной доске почета. Гордый собой, Василий решил, что на корпоративе ему теперь все позволено – ​в том числе попробовать некоторые напитки впервые в жизни. Что такое мера, домашний мальчик не понимал…

А за соседним столиком опрокидывал в себя рюмку за рюмкой ветеран компании Иван Иванович. Это была не водка, а вино, но заслуженный инженер, казалось, не собирался останавливаться. Коллеги сочувственно шептались: «Опять…». А потом столь же сочувственно переглядывались и признавались: «А вообще не дай бог такую супругу иметь, как у Иваныча: она же ему даже понюхать алкоголь не дает, после той язвы о нем, как курица-наседка заботится. Вот Иваныч на корпоративах и отрывается – ​помните, что с ним летом в день рождения компании было?».

Итак, основная задача службы персонала в тесном сотрудничестве с отделом снабжения – ​обеспечить именно такое количество и качество алкоголя, чтобы напившихся до состояния «лицом в салат», как изобразила упомянутая нами выше девочка на своем рисунке, на празднике не было. Следовательно, и о закусках тоже нужно позаботиться разумно. Ну, а если уж с кем-то случилось чрезмерное возлияние, заботу о потерпевшем должна взять на себя еще одна служба в организации – ​служба безопасности. «Перебравшего» коллегу хорошо бы вовремя тихонько попросить ехать домой, чтобы он смог там выспаться. А то – ​если уже совсем все плохо – ​и организовать услугу...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Как работодателю предотвратить конфликт интересов

От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает? Подробно разбираем эти и связанные с ними вопросы. В вашем распоряжении будут готовые формулировки для документов. А наш обзор судебной практики поможет учесть чужие ошибки, не допустив своих.

Когда суд восстановит на работе при увольнении по собственному желанию

Казалось бы, если работник сам написал заявление об увольнении, то работодатель может быть спокоен и волноваться об обращении уже бывшего сотрудника в суд, как и о возможном восстановлении на работе, не стоит. Но не тут-то было, судебная практика знает немало примеров, когда после расставания с работником по его же собственной инициативе сторонам приходилось вновь встречаться в суде. Что может к этому привести и как этого не допустить? В статье проанализированы ситуации, когда работники ссылаются на давление и принуждение уволиться со стороны руководства; при приеме на работу кадровики требуют сразу написать заявление об увольнении с открытой датой; работодатель отказывается вернуть на работу беременную, не соглашается с отзывом сотрудником ранее поданного им заявления об увольнении по собственному желанию. Рассказываем, как кадровым службам реагировать на заявления со следующими формулировками: «прошу уволить по собственному желанию… в связи с нарушением трудовых прав со стороны руководства», «…по причине создания невыносимых условий труда», «.. в связи с ухудшением состояния здоровья в результате полученной на производстве травмы» и пр. А также что делать, если отправка работником отзыва ранее поданного им заявления об увольнении по почте произойдет до истечения срока предупреждения об увольнении, а письмо с отзывом придет работодателю уже после того, как оформлено увольнение работника.

Помогут ли выиграть дело в суде письма и консультации Минтруда и Роструда

Письма Минтруда и Роструда не являются нормативными правовыми актами, которые обязательны к применению, а носят в целом рекомендательный характер. И тем более ни к чему не обязывают консультации отдельных представителей Роструда, не оформленные в виде официальных писем. Поэтому возникают вопросы: можно ли ссылаться на такие письма и другие разъяснения в суде, есть ли какой-нибудь смысл это делать? Автор проанализировал судебную практику, отметив конкретные судебные акты, из которых следует, что стороны ссылались на письма и иные разъяснения ведомств в поддержку своей правовой позиции. И рассказывает, к чему это в итоге привело.

Судебные расходы в трудовых спорах

В ходе судебного разбирательства стороны обычно несут расходы на ведение дела: оплата государственной пошлины за подачу иска и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, иные траты. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако не все работодатели в курсе, что это правило не распространяется на дела с участием граждан, обратившихся за защитой трудовых прав, даже если решение суда будет вынесено не в их пользу (ст. 393 ТК РФ). Согласно нормам трудового законодательства, при обращении в суд по любым трудовым спорам работники освобождаются от уплаты госпошлины и других судебных расходов. Это правило действует на всех стадиях обращения работника в судебные инстанции. Такой подход объясняется тем, что трудящийся считается наиболее уязвимым участником трудовых отношений. А потому ему предоставлены законом различные гарантии и льготы, в том числе и в рамках судебных процессов. В итоге может оказаться, что суд обойдется совсем не дешево. В статье рассказываем о том, всегда ли работники освобождаются от судебных расходов, в т. ч. как быть в ситуации, когда факт трудовых отношений так и не был доказан; может ли взыскавший с работника материальный ущерб работодатель требовать компенсировать ему судебные издержки, а также вправе ли работодатель заявить о взыскании с сотрудника госпошлины, уплаченной при подаче иска о компенсации расходов на обучение. Приводим руководящие постановления Пленума ВС РФ, а также текущую практику судов общей юрисдикции (в ряде вопросов она до сих пор неоднозначна). Разъясняем спорные ситуации, связанные с размерами госпошлины и порядком оплаты экспертизы. Узнаете, почему работодателю придется оплатить стоимость судебной экспертизы, назначенной по инициативе работника, даже если он проиграет в итоге дело.

Отказ принять заявление от работника: просчитываем последствия

Разбираем, кому и каким образом должен передать заявление работник в различных ситуациях, чтобы оно считалось поданным надлежащим образом. Как сотрудники обычно доказывают получение документа работодателем в случае конфликтных ситуаций. Узнаете среди прочего, как суд посмотрит на увольнение за прогул работника, который согласовал себе отгул с непосредственным руководителем и сумел это доказать; отзыв заявления об увольнении посредством электронной почты. А также каким образом распределяется бремя доказывания в споре о прогуле, когда работник утверждает, что подавал заявление об отпуске за свой счет.