Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Продолжаем просвещать менеджеров по персоналу, решивших проводить тренинги в своей компании самостоятельно. Сегодня мы расскажем о такой форме тренинговой активности, как дискуссия.

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. По крайней мере, так бизнес-тренеры позиционируют свою услугу. Они обычно противопоставляют тренинги лекциям, говоря о том, что первые более эффективны. Эффективность – довольно неопределенная характеристика, потому что мы не всегда знаем, что это слово означает в каждом конкретном случае.

В школе критерием успешности обучения являются отметки учеников за контрольные работы и итоговые годовые оценки. А как обстоит дело в бизнесе? Что считается эффективным, а что нет? Это не праздный вопрос. Дело в том, что учебный инструментарий подбирается конкретными преподавателями так, чтобы процесс обучения давал результат в соответствии с критериями эффективности. Чтобы эта мысль была ­понятна, рассмотрим пример, не связанный с бизнес-обучением.

Пример 1

В автошколах не учат мыслить и принимать решения на дороге в соответствии с правилами, а обучают правильно отвечать на билеты экзаменов по Правилам дорожного движения (ПДД). Главное – запомнить информацию, а потом ответить на вопросы. Действительно, для автошколы важно, чтобы ученики продемонстрировали на экзаменах отличное знание правил. А о том, как эти правила будут применять будущие водители, думают в последнюю очередь. Процент сдавших экзамен – это показатель эффективности обучения. Соответственно, методы, которые используются при изучении, направлены на успешную сдачу.

Что делают преподаватели теории на занятиях? Они объясняют тот или иной фрагмент правил, а затем раздают билеты. Слушатели курсов смотрят на картинку, оценивают, отвечают, а потом проверяют по ключу. И это эффективно, поскольку помогает сдать экзамены в ГИБДД.

Но ответы на экзамене и управление автомобилем в соответствии с ПДД – совершенно разные психические процессы. Конечно, инструкторы практической езды пытаются отработать применение правил на практике, но этого недостаточно. К тому же начинающий водитель испытывает сложности с координацией движений. Ему просто не хватает внимания смотреть на знаки, разметку и одновременно ­управлять машиной.

Если бы целью изучения теории было научиться правильно мыслить на дороге, то преподаватель бы моделировал различные ситуации «вживую». Например, рисовал на полу перекрестки, дорожки и заставлял учеников двигаться по ним, принимая решения в ограниченный промежуток времени, и т.д. Но такой подход в автошколах не популярен.

Критерии эффективности в бизнес-обучении

Бизнес-тренеры, как внутренние, так и внешние, знают, что руководители и собственники предприятий связывают успешное обучение с ростом прибыли. Это, конечно, спорный критерий, ведь увеличение доходов зависит не только от квалификации персонала, но и от массы других факторов – рекламы, грамотного маркетинга, системы мотивации и т.д. Тем не менее это понимание вносит некоторую ясность.

Обучение в бизнесе должно иметь максимальную практическую пользу, которую должно быть видно сразу после занятий. После тренинга по продажам надо, чтобы на лицах появилась улыбка, мимика стала доброжелательной, а клиенты стали чаще обращаться. Но это субъективная оценка. Должны быть и объективные критерии, которые можно подсчитать. К таким относятся увеличение количества покупок и размер ­среднего чека.

Пройдя тренинг управленческих навыков, менеджер должен более уверенно и профессионально управлять подчиненными, что выражается в правильном планировании, делегировании, распределении обязанностей. А в подразделении должна снизиться текучка и повыситься отдача, т.е. производительность труда или прибыль.

Может ли классическое «лекционное» вузовское образование обеспечить обучение такого уровня? Скорее всего, нет. И дело не в том, что оно хуже или лучше. Просто преподаватели нацелены на то, чтобы слушатели хорошо написали дипломные работы и сдали экзамены. Студенты должны хорошо запоминать.

Но бизнес-тренинг – другое дело, поэтому тренеры всячески подчеркивают...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье: