Top.Mail.Ru
Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Hr-специалисту, начинающему вести тренинги, помимо знания этапов обучения и правил конструирования ролевых игр, о которых мы поговорили в двух последних номерах журнала, нужно понимать групповую динамику. Это обширное понятие, связанное с взаимоотношениями участников в группе. Зачем тренеру обращать внимание на данный аспект групповой работы? Почему бы ему просто не заняться обучением – давать задания, конструировать ролевые игры, проверять, оценивать, вести дискуссии? Дело в том, что готовность к обучению определяется не только желанием участников группы учиться, но и спецификой их взаимоотношений.

В тренинговой работе есть две стороны – учебная1 и социально-психологическая. Последняя включает в себя разные аспекты групповой динамики.

Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, как бывает трудно выступать перед аудиторией, где учащиеся не знают друг друга. И не только из-за волнения, но и потому, что слушатели совершенно не готовы учиться, они пассивно воспринимают информацию, не вступая в диалог с преподавателем. Бывает, что в учебной группе появляется один член коллектива, который «тянет одеяло на себя», – выкрикивает, сомневается в словах учителя (тренера, преподавателя и т.д.), вносит смуту. Эти феномены связаны с групповой динамикой.

Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера тоже входят в сферу психологии групп. Если тренер не учитывает всех этих механизмов, то он, как говорят, «теряет контакт». Люди начинают вести себя непродуктивно: выясняют отношения между собой и с преподавателем, разбиваются на подгруппы, которые враждуют друг с другом, в группе появляются негативные лидеры (те, которые «ведут» не туда). Поэтому важно знать принципы и ­методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Немного истории

Надо сказать, что особенности взаимоотношений в учебной группе за всю историю человечества почти не изучались. В этом не было необходимости. В первобытном обществе обучение в основном происходило в семье, где дети учились необходимым навыкам (охотиться, готовить пищу, ухаживать за ранеными и т.д.) у родителей. Специализаций было мало. В основном все умели делать все, поэтому как таковых школ не было. Жрецы и старейшины выполняли особую роль – следили за дисциплиной в племени и за тем, чтобы не нарушались многочисленные табу. Впоследствии стали развиваться специализации и появились наставники. Обучение включало в себя телесные наказания, которые были направлены на то, чтобы облегчить усвоение материала.

Вряд ли первобытные учителя заботились о создании атмосферы обучения. Скорее всего, они не обращали внимания на соперничество и конфликты между учениками и больше сосредотачивались на содержании обучения.

В более поздние времена, например, в Древней Греции, в Спарте, воспитание было суровым, детей подвергали физическим наказаниям за проступки, заставляли терпеть боль, голод и холод. Исторические документы не содержат сведений о том, что наставники каким-то особым образом регулировали отношения в учебном коллективе. В быту спартанское воспитание часто хвалят, потому что оно готовило исполнительных и немногословных граждан своей страны, настоящих патриотов. Но «военная педагогика» Спарты не воспитала ни одного выдающегося мыслителя.

Однако такой подход был распространен не во всей Древней Греции. В Афинах обучение строилось немного по-другому. В этом городе существовало несколько школ с разными специализациями. В гимнастических школах обучали физическим практическим навыкам – фехтованию, плаванию, стрельбе, а в мусических – чтению, письму, декламации. Но здесь древнегреческие воспитатели активно использовали соревновательный принцип – поощряли учеников соревноваться друг с другом, таким образом оттачивая навыки. Поощрялись и словесные споры. Кстати, эти методы применяются в тренинговой работе. Соревновательный принцип используется, когда тренер разбивает группу на...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.