Top.Mail.Ru
Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Hr-специалисту, начинающему вести тренинги, помимо знания этапов обучения и правил конструирования ролевых игр, о которых мы поговорили в двух последних номерах журнала, нужно понимать групповую динамику. Это обширное понятие, связанное с взаимоотношениями участников в группе. Зачем тренеру обращать внимание на данный аспект групповой работы? Почему бы ему просто не заняться обучением – давать задания, конструировать ролевые игры, проверять, оценивать, вести дискуссии? Дело в том, что готовность к обучению определяется не только желанием участников группы учиться, но и спецификой их взаимоотношений.

В тренинговой работе есть две стороны – учебная1 и социально-психологическая. Последняя включает в себя разные аспекты групповой динамики.

Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, как бывает трудно выступать перед аудиторией, где учащиеся не знают друг друга. И не только из-за волнения, но и потому, что слушатели совершенно не готовы учиться, они пассивно воспринимают информацию, не вступая в диалог с преподавателем. Бывает, что в учебной группе появляется один член коллектива, который «тянет одеяло на себя», – выкрикивает, сомневается в словах учителя (тренера, преподавателя и т.д.), вносит смуту. Эти феномены связаны с групповой динамикой.

Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера тоже входят в сферу психологии групп. Если тренер не учитывает всех этих механизмов, то он, как говорят, «теряет контакт». Люди начинают вести себя непродуктивно: выясняют отношения между собой и с преподавателем, разбиваются на подгруппы, которые враждуют друг с другом, в группе появляются негативные лидеры (те, которые «ведут» не туда). Поэтому важно знать принципы и ­методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Немного истории

Надо сказать, что особенности взаимоотношений в учебной группе за всю историю человечества почти не изучались. В этом не было необходимости. В первобытном обществе обучение в основном происходило в семье, где дети учились необходимым навыкам (охотиться, готовить пищу, ухаживать за ранеными и т.д.) у родителей. Специализаций было мало. В основном все умели делать все, поэтому как таковых школ не было. Жрецы и старейшины выполняли особую роль – следили за дисциплиной в племени и за тем, чтобы не нарушались многочисленные табу. Впоследствии стали развиваться специализации и появились наставники. Обучение включало в себя телесные наказания, которые были направлены на то, чтобы облегчить усвоение материала.

Вряд ли первобытные учителя заботились о создании атмосферы обучения. Скорее всего, они не обращали внимания на соперничество и конфликты между учениками и больше сосредотачивались на содержании обучения.

В более поздние времена, например, в Древней Греции, в Спарте, воспитание было суровым, детей подвергали физическим наказаниям за проступки, заставляли терпеть боль, голод и холод. Исторические документы не содержат сведений о том, что наставники каким-то особым образом регулировали отношения в учебном коллективе. В быту спартанское воспитание часто хвалят, потому что оно готовило исполнительных и немногословных граждан своей страны, настоящих патриотов. Но «военная педагогика» Спарты не воспитала ни одного выдающегося мыслителя.

Однако такой подход был распространен не во всей Древней Греции. В Афинах обучение строилось немного по-другому. В этом городе существовало несколько школ с разными специализациями. В гимнастических школах обучали физическим практическим навыкам – фехтованию, плаванию, стрельбе, а в мусических – чтению, письму, декламации. Но здесь древнегреческие воспитатели активно использовали соревновательный принцип – поощряли учеников соревноваться друг с другом, таким образом оттачивая навыки. Поощрялись и словесные споры. Кстати, эти методы применяются в тренинговой работе. Соревновательный принцип используется, когда тренер разбивает группу на...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Контроль дистанционных работников с помощью тайм-трекеров

Тайм-трекеры позволяют контролировать работу дистанционных работников, трудящихся на компьютере. Существуют как ручные трекеры (фактически для самоконтроля), так и автоматические. Расскажем, что они могут отслеживать, какие данные получит работодатель, как их нужно интерпретировать и что учесть. Предупреждаем о несовершенстве таких программ и выделяем наиболее популярные из них.

Как организовать внутренние коммуникации

От внутренних коммуникаций напрямую зависит повышение эффективности труда. Рассказываем о подходах к построению формальных коммуникаций в организации. При этом не будем затрагивать чисто кадровые документы – ​уведомления и объяснительные, а возьмем более широко – ​любые формальные коммуникации между сотрудниками в организации – ​служебные записки, сообщения, письма; на бумаге, по электронной почте, в мессенджере. Узнаете, на что обратить внимание и как организовать внутренние коммуникации для оптимизации процесса работы.

Укрощаем неформального лидера в рабочем коллективе

Выстраивая отношения в коллективе, руководителю (будь то всей организации или только отдела), приходится иметь дело с лидерами. Важно понимать психологические особенности данной категории людей – ​слабые и сильные стороны, недостатки и преимущества. Знание качеств неформальных лидеров помогает управлять подчиненными. Что лучше? Противостоять им, «дружить» или игнорировать? Показываем на примерах, как неформальные лидеры могут влиять на коллектив и чем они опасны.

Как войти в рабочий ритм

Вам знакомо ощущение, когда вы никак не можете настроиться на работу? Отвлекает болтовня коллег, шум за окном, температура в кабинете, неудобный стул, личные проблемы. Причины всегда найдутся! А работать надо и плодотворно! Что делать? Предлагаем несколько методов, помогающих преодолевать инерцию и включаться в работу, особенно после продолжительных праздников. Эти несложные приемы основаны на особенностях человеческой психологии и физиологии. Их можно быстро освоить и применять в работе.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Менеджер по подбору персонала: критерии качества работы

Каждая организация заинтересована в повышении эффективности своей работы. И зачастую основным резервом для ее улучшения становится оптимизация бизнес-процессов предприятия, внедрение системы оценки результатов труда каждого работника. Оценка качества работы сотрудников по подбору персонала – вопрос, давно волнующий руководителей HR-отделов и подразделений. В статье предлагается система оценки работы рекрутеров с помощью ключевых показателей эффективности (KPI).