Top.Mail.Ru

Как избежать ошибок при разработке системы мотивации

Среди руководителей отношение к стимулированию подчиненных сильно различается. Некоторые полагают, что любое поощрение, не затрагивающее размер заработной платы, – наиболее важный компонент мотивации персонала. Другие считают, что заставить работать сотрудника может только премия или прибавка к зарплате. Рассмотрим, какие ошибки допускают hr-менеджеры, разрабатывая систему мотивации, которая не выражена в денежном эквиваленте, однако для работодателя стоит определенных трат, например бесплатный транспорт от метро до офиса, оплата обедов и занятий в спортзале.

Одно из интересных направлений работы HR-менеджера - мотивация персонала (как материальная, так и нематериальная). И именно здесь менеджеры по персоналу делают много ошибок. Происходит это от неправильного понимания задач стимулирования сотрудников. Рассмотрим их.

Среди руководителей отношение к стимулированию сильно различается. Есть мнение, что нематериальное поощрение - чуть ли не самый главный компонент мотивации персонала. Другие менеджеры относятся к этой теме безразлично, а есть и откровенные скептики, считающие, что человека можно заставить работать только заработной платой. Рассмотрим в статье материальную, но не зарплатную мотивацию, на которую работодатели тратят деньги, но работников по факту стимулируют не прибавкой к зарплате, а другими способами (корпоративы, транспорт, обучение). Попробуем определить место такой мотивации в общей системе управления персоналом.

Четыре задачи мотивации

На наш взгляд, любая мотивация выполняет четыре задачи:

1. Компенсационная. В каждой профессии или организации есть нежелательные факторы. Офисному сотруднику приходится долго сидеть, бухгалтеру - много нервничать. Какие-то организации неудобно расположены, и сотрудникам нужно далеко добираться. Чтобы «погасить» все эти неприятные последствия, работодатель дополнительно (помимо установленных законом гарантий и компенсаций) может применять методы стимулирования. Например, заказать для сотрудников маршрутку от метро, давать дополнительные оплачиваемые отгулы, предоставлять квартиры, как в примере ниже.

Пример 1

«К началу первого зимнего месяца этого года в поселке Тазовский будет сдан дом для медицинских работников, сообщает официальный портал местной администрации. По словам главного врача Эльдара Фараджева, жилье будут предоставлять на время работы специалиста, после увольнения или выхода на пенсию его придется сдать» 1.

2. Рекреационная. Фитнес, экскурсии и тому подобные мероприятия для офисных сотрудников позволяют хорошо отдохнуть, отвлечься. Не все издерганные менеджеры и работающие на износ специалисты умеют отдыхать. Многие предаются деструктивным формам времяпровождения - злоупотребляют алкоголем, а иногда и легкими наркотиками. Проблема еще и в том, что у тех, кто отдает себя компании, ограниченный круг друзей, поэтому для такой категории сотрудников подобная мотивация должна давать отдых - физический, психологический, моральный.

Пример 2

«Томский филиал "Ростелекома" совместно с профсоюзной организацией на базе отдыха "Зорька", расположенной в поселке Заварзино, провел спартакиаду для работников предприятий связи. Два дня связисты мерились силами в турнирах по дартсу, настольному теннису, стрельбе из винтовки, шахматам. Выясняли, кто всех быстрее в эстафетах. Перетягивали канат, поднимали гири. И, конечно же, спартакиада включила в себя основные виды спорта: футбол и волейбол» 2.

3. Идеологическая. Командный дух, «корпоративная синергия», чувство коллективизма, приверженность компании не появляются сами собой. Их нужно воспитывать в сотрудниках. Один из методов -...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как мотивировать сотрудников учиться

Основной проблемой HR-менеджера при внедрении систем обучения в компании является проблема мотивации персонала к обучению. Отсутствие мотивации – это не только неоправданные затраты. Когда человек не хочет учиться, но вынужден в силу тех или иных обстоятельств участвовать в корпоративном обучении, он быстро начинает понимать, что лишние дипломы и сертификаты дают ему определенные карьерные преимущества. Знать что-либо вовсе не обязательно, главное – отсидеть на тренинге или сходить на семинар. В итоге сотрудники начинают демонстрировать якобы мотивацию, ездят в учебные командировки. Фактически же никаких прочных знаний и навыков у них не появляется. Выясним, как этого избежать.

У работника алкогольная зависимость: рекомендации работодателю

Пьянство на корпоративных праздниках не осуждается, а в некоторых компаниях даже приветствуется. Ведь руководители считают, что, употребляя алкоголь, люди сплачиваются, а корпоративная лояльность растет. Однако такие «возлияния» могут отразиться на производительности труда. А это может иметь серьезные последствия. Какие меры должна предпринимать hr-служба, чтобы защитить компанию от пьющих сотрудников?

Создание, развитие и продвижение HR-бренда в социальных медиа

Если компания решила, что ей необходимо присутствие в интернет-сообществе, для начала следует разработать стратегию развития и продвижения HR-бренда в социальных сетях. Для этого нужно ответить на несколько вопросов: каких целей вы хотите добиться от продвижения ваших сообществ в Интернете; кто ваша целевая аудитория; каков круг лиц, которые будут заниматься продвижением HR-бренда и созданием уникального контента, мониторингом и аналитикой; какие стоит выбрать социальные сети для продвижения; определить тип контента, который вы будете размещать, способы продвижения сообществ и др. О том, как это сделать, – читайте рекомендации нашего эксперта.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.

Тренинг формирования команды: от подготовки до проблематизации

Провести тренинг командообразования в организации можно собственными силами. Его технология довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. В принципе этим в компании без всяких тренингов занимается руководство. Однако часто от персонала требуется большая сплоченность и производительность, тогда помогает специальный тренинг. Как его ­подготовить и провести – читайте в статье нашего эксперта.

Как мотивировать сотрудников учиться

Основной проблемой HR-менеджера при внедрении систем обучения в компании является проблема мотивации персонала к обучению. Отсутствие мотивации – это не только неоправданные затраты. Когда человек не хочет учиться, но вынужден в силу тех или иных обстоятельств участвовать в корпоративном обучении, он быстро начинает понимать, что лишние дипломы и сертификаты дают ему определенные карьерные преимущества. Знать что-либо вовсе не обязательно, главное – отсидеть на тренинге или сходить на семинар. В итоге сотрудники начинают демонстрировать якобы мотивацию, ездят в учебные командировки. Фактически же никаких прочных знаний и навыков у них не появляется. Выясним, как этого избежать.

Создание, развитие и продвижение HR-бренда в социальных медиа

Если компания решила, что ей необходимо присутствие в интернет-сообществе, для начала следует разработать стратегию развития и продвижения HR-бренда в социальных сетях. Для этого нужно ответить на несколько вопросов: каких целей вы хотите добиться от продвижения ваших сообществ в Интернете; кто ваша целевая аудитория; каков круг лиц, которые будут заниматься продвижением HR-бренда и созданием уникального контента, мониторингом и аналитикой; какие стоит выбрать социальные сети для продвижения; определить тип контента, который вы будете размещать, способы продвижения сообществ и др. О том, как это сделать, – читайте рекомендации нашего эксперта.

У работника алкогольная зависимость: рекомендации работодателю

Пьянство на корпоративных праздниках не осуждается, а в некоторых компаниях даже приветствуется. Ведь руководители считают, что, употребляя алкоголь, люди сплачиваются, а корпоративная лояльность растет. Однако такие «возлияния» могут отразиться на производительности труда. А это может иметь серьезные последствия. Какие меры должна предпринимать hr-служба, чтобы защитить компанию от пьющих сотрудников?