Провести тренинг командообразования в организации можно собственными силами. Его технология довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. В принципе этим в компании без всяких тренингов занимается руководство. Однако часто от персонала требуется большая сплоченность и производительность, тогда помогает специальный тренинг. Как его подготовить и провести – читайте в статье нашего эксперта.
В прошлом году мы начали делиться методическими рекомендациями для менеджеров по персоналу, которые проводят тренинги в своей компании. Сегодня речь пойдет о тренинге формирования команды.
Командообразование в организации – довольно востребованная услуга на рынке консалтинга. Если раньше основным направлением, приносящим доход тренинговым компаниям, было обучение продажам, то теперь клиенты просят провести мероприятия по формированию команды. Но в кризис их может провести внутренний бизнес-тренер. В этом случае планированием, организацией и проведением тренинга занимается служба персонала.
Сама по себе технология тренинга довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. Этим, кстати, в компании занимается руководство, менеджеры делают все, чтобы сотрудники помогали друг другу, обучали, понимали, совместно принимали решения. Организация это и есть команда, но иногда руководители хотят провести тренинг, потому что чувствуют, что сотрудники могут действовать еще сплоченней и производительнее.
При описании тренинга мы будем придерживаться общей схемы тренингов, которая включает в себя следующие этапы: подготовка, знакомство, активизация, проблематизация, обучение, закрепление, обратная связь заказчику.
Подготовка
В отличие от всех других учебных программ (ведения переговоров, продаж и т.д.), тренинг формирования команды требует серьезной предварительной подготовки. Дело в том, что не все руководители хорошо понимают, какими могут быть эффекты командообразования. Обычно запросы на тренинг звучат так:
- чтобы сотрудники не конфликтовали между собой;
- чтобы появился «кураж»;
- чтобы действовали самостоятельно;
- чтобы сотрудники придумали, как повысить производительность (прибыль, количество клиентов и т.п.).
Бизнес-тренеру нужно разобраться с каждым запросом, понять истинные причины проблем. Например, конфликтность может быть связана с тем, что нет психологической совместимости, а может быть – и с тем, что неправильно выстроены бизнес-процессы. Опять же непонятно, для чего нужен «кураж» и что это такое вообще. Если речь идет о продавцах, которые с кислыми лицами ходят в торговом зале и не желают общаться с покупателями, то, может быть, нужно просто пересмотреть систему мотивации или набрать других сотрудников? Посмотрим, чему обучает тренинг формирования команды, а чему нет.
Доверие
Одна из распространенных проблем в коллективе, характерная именно для нашей страны, – отсутствие доверия друг к другу. Сотрудники боятся, что их «подсидят», выставят в глазах начальства в недобром свете, сделают гадость за спиной, поэтому неохотно идут на сотрудничество. Командные мероприятия немного «расковывают», облегчают общение. По сути, работа тренера в этом плане напоминает роль тамады на свадьбе, когда люди конкурс за конкурсом преодолевают робость и стеснение и в конце концов начинают общаться между собой уже без помощника.
Но доверие друг к другу в коллективе не поднимет автоматически производительность отдела или компании в целом.
Умение управлять эмоциями
На тренинге формирования команды участники получают обратную связь о себе и учатся конструктивно выражать свои эмоции и пожелания....