Top.Mail.Ru
Менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга. Они позволяют подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поясним, зачем рассказывать истории, откуда брать материалы для них и как правильно их составить, чтобы заинтересовать и удержать аудиторию, а также как эффективно использовать в работе.

В арсенале любого профессионала, работающего с людьми, будь то врач, учитель, психолог, руководитель и, конечно же, менеджер по персоналу, есть масса разных инструментов влияния. Они помогают доказать правильность своей точки зрения, вдохновляют, порицают, поощряют. Что это за инструменты? Приемы мотивации, аргументации, убеждения. Существует особый, не очень известный метод воздействия – сторителлинг. На русский термин можно перевести как «рассказывание историй».

Люди давно знают о силе рассказов. Бывает, что человек, который не мог ничего достичь в жизни, внезапно меняется, прочитав книгу. Неважно, что это было – роман классика, Библия или детектив. Важно, что человек обнаружил в ней какие-то важные слова, которые заставили его посмотреть на жизнь по-иному, взять себя в руки и начать все сначала. Театр, живопись, литература – не что иное, как собрание разных сюжетов, которые дают нам силы жить, утешают и ставят новые цели. Юноша, желающий проникнуться боевым духом и почувствовать в себе отвагу, читает фантастику о галактических войнах. Девушка, мечтающая о возлюбленном, наслаждается любовным романом. Человек средних лет изучает биографии известных людей, чтобы понять, что являлось движущей силой их свершений.

Потенциал историй нужно использовать и в менеджменте. Например, при построении и внедрении корпоративной культуры красочные рассказы о жизни и достижениях отдельных сотрудников производят большой эмоциональный отклик и запоминаются. В крупных компаниях, заботящихся о воспитании сотрудников, есть свои музеи, куда время от времени приглашают пенсионеров, которые рассказывают о том, как они работали в трудные военные или послевоенные годы.

В обучении приемы сторителлинга используются бизнес-тренерами и преподавателями, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И, конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поэтому менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга.

Зачем рассказывать истории?

Отечественный автор К.П. Гопиус в своей книге «Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу» 1 выделяет три основные цели сторителлинга (Схема):

  • для продвижения имени. «Правильные и красивые истории помогают вам пройти путь от привлечения внимания и завоевания доверия через пробуждение веры к возможности вдохновлять и управлять» 2;
  • для привлечения ресурсов. «К каждому “донору” приходите с “его” историей. Историей, в которую он сможет себя вплести (стать ее героем)» 3;
  • для психотерапевтических целей. «Правильная и красивая история помогает наладить системные связи, объединяет членов сообщества и способствует эффективному взаимодействию между ними, независимо от того, насколько велико или мало это сообщество (семья, корпорация, нация)» 4.

Схема. Цели сторителлинга по К.П. Гопиусу

Аннет Симмонс, автор книги «Сторителлинг. Как использовать силу истории», говорит, что есть шесть типов сюжета в зависимости от цели:

1. Истории типа «Кто я?»

2. Истории, объясняющие «Зачем я здесь».

3. Истории «о видении».

4. Поучительные истории.

5. Истории, демонстрирующие «Ценности в действии».

6. Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете» 5.

Опираясь на мнения уважаемых авторов, мы предложим классификацию практических областей сторителлинга в HR-менеджменте.

1. Самопрезентация. Как видим, авторы сходятся в том, что первая...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, которым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.