Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.
Лучших результатов добивается не обязательно тот, у кого самая умная голова. А скорее тот, кто лучше всех умеет координировать работу своих умных и талантливых коллег.
Уильям Джонс
В октябре 2017 года в китайском городе Сяньтао корпорация Ксиаоми (Xiaomi) провела конференцию, где презентовала новый смартфон. После проведения мероприятия основатель корпорации Лэй Цзюнь решил всех удивить и подготовил сюрприз. Участники конференции подъехали к причалу и пересели в традиционные китайские лодки-драконы. По словам Лэя Цзюня, мораль этого сюрприза была в том, что только совместными командными усилиями можно достичь высоких результатов. Ведь командная работа – это ключ к победе в гонках на лодках-драконах, потому что все на одной лодке должны поддерживать единое направление и ритм. Чуть позже он написал у себя на страничке: «Иногда будущее кажется несколько пугающим, а ваши планы – недостижимыми. Это как впервые поплавать в лодке-драконе. Но мы справились! Мы смогли! Мы профессионалы своего дела, мы его любим и готовы решать задачи любой сложности!»
Надо сказать, что гонка лодок-драконов – это традиционное соревнование, которое существует в Китае уже более 2000 лет. Мудрые китайцы одними из первых стали применять методики командообразования. Почему так важно работать в команде и плыть в одной лодке? Ответ очевиден. В постиндустриальную эпоху человек становится главным стратегическим ресурсом любого бизнеса. Следовательно, чем больше людей – тем богаче компания? Не всегда. Ресурсом является сплоченная команда: она способна сделать намного больше, чем группа специалистов-одиночек. Есть прекрасная фраза, которая описывает всю важность командной работы: «Если Вы хотите уплыть далеко, плывите один, но если Вам важно плыть долго, тогда плывите командой».
На самом деле этот принцип действует и в природе. Отправляясь на юг, журавли выстраиваются клином. Это дает им аэродинамическое преимущество, которое позволяет экономить около 14% энергии. Вместе они долетают до цели быстрее, чем поодиночке.
Может ли предприниматель быть успешен в своем бизнесе без команды? Позвольте провести аналогию и задать другой вопрос. Может ли выиграть полководец войну без армии, может ли тренер выиграть футбольный чемпионат без игроков, может ли политик выиграть выборы без команды помощников, может ли конструктор завода создать какую-либо продукцию без работников? Ответ очевиден: конечно, нет!
И как сказал Ричард Брэнсон в своей книге «Бизнес в стиле Virgin»: «Люди – это и есть бизнес. Без людей Вы не сможете построить успешный бизнес».
Первые свидетельства того, что в Древнем Риме проводили мероприятия по поддержанию боевого духа и сплоченности воинов, датируются еще примерно 200 годом до н.э. Это были соревнования на силу (разновидность армрестлинга), выносливость и изобретательность. Победители получали подарки различной ценности: от бутылки хорошего вина до земельных наделов. Позже Юлием Цезарем была создана целая система способов повышения морального духа римских солдат перед битвой.
Считается, что современный тимбилдинг (от англ. team building – построение команды) зародился в 40-х годах XX века в Великобритании во время проведения различных физических и психологических тренировок военнослужащих специальных подразделений Королевских военно-морских сил, которые были направлены на сплочение коллектива и формирование «командного духа». Впоследствии данный метод был также использован для подготовки полицейских в Лондоне.
В США в 60-х годах для психологической и физической реабилитации участников войны во Вьетнаме применялся так называемый «Веревочный курс» (Ropes Course), который продемонстрировал положительные результаты.
Очень активно методы командной работы применяются в мире спорта, именно они и стали прототипом командопостроения в сфере корпоративного менеджмента.
Вот еще один пример. Стэндфордский университет в 2009 году провел специальное исследование с участием сотрудников компаний разного масштаба. Было установлено по результатам данного исследования, что сотрудник, ощущающий себя частью эффективной команды, концентрируется над решением поставленной задачи на 49–66% дольше, чем тот человек, который позиционирует себя как автономный специалист.
Что такое команда?
А теперь давайте ответим на главный вопрос – что такое команда? Ответ прост – ее...