Top.Mail.Ru

Станислав Джаарбеков: «В девяти из десяти организациях можно провести законную налоговую оптимизацию»

Управляющий партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры», аттестованный аудитор Станислав Джаарбеков рассказал нашему журналу, какие вопросы больше всего волнуют налогоплательщиков. В частности, кого затрагивают новые правила трансфертного ценообразования, чего стоит бояться, используя налоговую оптимизацию, почему применение офшоров выгодно далеко не всем организациям и сколько можно сэкономить на льготах, амортизационной политике, налоговых резервах и пр.

В каких случаях возможна налоговая оптимизация? Чего стоит опасаться при применении офшоров? К кому применимо трансфертное ценообразование? Почему снижение тарифов страховых взносов фактически означает повышение? О наиболее волнующих налогоплательщиков вопросах мы поговорили с управляющим партнером ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры».

Интервью
Джаарбеков Станислав Маратович

Управляющий партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры»

Аттестованный аудитор, консультант по налогам и сборам, член Палаты налоговых консультантов, член Московской аудиторской палаты. Автор более 100 статей и 10 книг по налогообложению, одна из которых включена в электронную библиотеку Российской государственной библиотеки им. В.И. Ленина.

– Станислав Маратович, Ваша компания ежегодно составляет рейтинг налоговых вопросов, волнующих плательщиков больше всего. Какие тенденции можете отметить по итогам прошлого года?

– Как показывает практика, больше всего налогоплательщиков интересуют темы, связанные с изменениями законодательства, важными судебными прецедентами, процедурой налоговых проверок, а также спорными вопросами налогообложения. В прошлом году, например, было много вопросов по так называемым расходам будущих периодов. Связано это с изменениями в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» были внесены существенные изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, вступившие в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г. – Примеч. ред.). В частности, перечень расходов, считавшихся ранее расходами будущих периодов, резко сократился. А вопросов возникло множество. Например, что делать в переходный период (с остатками на 1 января на счете 97 «Расходы будущих периодов»), как квалифицировать такие расходы в новых условиях (как расходы, как резервы, как оценочные обязательства) и прочие. Причем разъяснений от официальных органов не было.

– Неожиданные вопросы были?

– Конечно! Например, по поводу амортизации нематериальных активов. Организация заказала изготовление рекламного ролика и получила исключительные права на него. Вправе ли она установить срок полезного использования ролика в два года? Напомню, относительно недавно для большинства нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования появилась возможность амортизировать их в срок в два года, вместо общего правила в 10 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ, подп. 1–3, 5, 6 п. 3 ст. 257 НК РФ. – Примеч. ред.). Но это правило не относится к наиболее распространенным нематериальным активам, связанным с получением авторских прав на видео­ролики, литературные произведения, изображения и прочие. Соответственно, для исключительных прав на рекламные ролики применяется общее правило. У меня такое ощущение, что это недосмотр законодателя. Иначе я не могу объяснить, почему права на программу для ЭВМ можно самортизировать в два года, а права на рекламный видеоролик – нет.

– Какой процент занимают вопросы налоговой оптимизации?

– На самом деле вопросов по оптимизации не так много. По опыту это скорее не вопрос, а тема для большого проекта, поэтому мы их в рейтинг не включаем.

– Тем не менее способы оптимизации волнуют практически любого налогоплательщика. Большинство представителей налоговых и судебных органов считают, что оптимизация по сути не может быть законной. Что это всегда «обход» закона. Вы с этим согласны?

– Не совсем. Прежде всего отмечу, что в России законную оптимизацию можно провести по налогу на прибыль организаций. Могу с уверенностью сказать, что в девяти из десяти организациях мы сможем найти пути экономии или отсрочки уплаты этого налога. Пути здесь всем известны, но не всеми реализуемы. Это амортизационная политика, налоговые резервы, прямые и косвенные расходы, избежание налоговых ловушек, правильное выстраивание взаимоотношений в группе и многие другие.

– Что насчет других налогов?

– Налог на имущество может оптимизироваться за счет применения льгот. Что касается НДС и взносов в фонды обязательного страхования, то эти платежи либо не оптимизируются вообще, либо оптимизируются в незначительном объеме. По НДС и взносам в фонды обязательного страхования есть льготы, которые можно применить, но иные механизмы здесь не работают.

– Много говорят про офшорные юрисдикции как средство оптимизации. Что Вы можете посоветовать тем, кто только подумывает об использовании офшоров?

– Офшорные юрисдикции могут использовать компании с реальным иностранным бизнесом. Однако здесь надо помнить об опасностях, которые могут возникнуть. Главные из них – это правила о трансфертном ценообразовании (контролируемые сделки) и правила тонкой капитализации (п. 2 ст. 269 НК РФ. –Примеч. ред.).

– Кстати, о трансфертном ценообразовании. Первое место в Вашем рейтинге занимает именно вопрос о трансфертном ценообразовании. Что в общем-то не удивительно, памятуя о масштабных изменениях. Давайте определимся, кто подпадает под изменения?

– В целом, конечно же, круг подпадающих под контролируемые сделки резко сокращен. Сейчас под контролируемые сделки подпадают, во-первых, любые сделки с взаимозависимыми иностранными лицами (юридическими или физическими). Такие сделки — контролируемые вне зависимости от суммы. Во-вторых, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает шестьдесят миллионов рублей). В-третьих, сделки с лицами из офшорных государств (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает шестьдесят миллионов рублей).

– А что по поводу сделок между российскими взаимозависимыми лицами?

– Они подлежат контролю только при превышении установленного стоимостного порога. В общем случае этот порог достаточно высок. В 2012 году он составляет три миллиарда рублей, в 2013 году – два миллиарда, а после 2013 года – один миллиард рублей. Более низкие пороги установлены для особых случаев. Например, в отношении сделок с добытым полезным ископаемым, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах или сделки с резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций и прочие.

– Исходя из типичных вопросов, на Ваш взгляд, налогоплательщики стали более осторожными? Какова их позиция по отношению к проверяющим?

– Налогоплательщики в целом стали более грамотными и осторожными. Думаю, свое дело сделали общедоступные критерии налоговых проверок ФНС РФ, по которым каждый налогоплательщик может определить, попадает он в рисковую зону для проверок или нет (Приложение № 2 к приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@. – Примеч. ред.).

– В заключение хотелось бы узнать о Вашем отношении к последнему снижению тарифов страховых взносов.

– На мой взгляд, при объявленном Президентом страны снижении тарифов страховых взносов на самом деле произошло повышение, причем весьма значительное. Так, компании, которые платят высокие «белые» заработные платы, столкнутся в этом году с увеличением себестоимости. Напомню, в прошлом году совокупный платеж в три социальных фонда составлял тридцать четыре процента, из которых двадцать шесть процентов работодатели платили в Пенсионный фонда Российской Федерации. После превышения порога облагаемого взносом годового заработка в четыреста шестьдесят три тысячи рублей, ставка страховых взносов в фонды обязательного государственного страхования составляла ноль процентов. Сейчас же ставка взносов уменьшилась до тридцати процентов (из которых двадцать два идут в Пенсионный фонд России), а порог увеличился до пятьсот двенадцати тысяч рублей. Но самое главное, по доходам сверх этого порога применяется ставка в размере десяти процентов (а не нуля процентов, как было раньше). Приведу пример. Представим сравнение суммы взносов в 2011 и 2012 годах для работника с заработной платой в пятьдесят тысяч рублей и в сто тысяч рублей в месяц. В 2012 году у работника с зарплатой в пятьдесят тысяч (за год – шестьсот тысяч рублей) сумма взносов составит 162,4 тысячи рублей в год. У работника с зарплатой в два раза больше (за год – один миллион двести тысяч рублей) сумма взносов – 222,4 тысячи рублей. В 2011 году ситуация была другой. У обоих работников сумма взносов составляла 157,42 тысячи рублей в год. Как видите, цифры говорят сами за себя.

Беседовала Наталья Свистунова
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Марина Ризванова: «Для пополнения бюджета начали использовать любые средства»

Налоговая политика государства в последние годы последовательно ужесточается. Налоговым органам предоставляется все больше возможностей, налогоплательщикам оставляется все меньше выбора. Например, активно внедряются принудительные электронные сервисы, за которые платить приходится компаниям. Нельзя стороной обойти и громкие судебные процессы, в которых бухгалтеры все чаще становятся обвиняемыми. О том, как изменилась работа налоговиков за последние годы, нам рассказала генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Марина Ризванова.

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Обсудим итоги 2017 и перспективы 2018 года

Опрошенные журналом «Налоговый учет для бухгалтера» эксперты обратили внимание на целый ряд важных для работы бухгалтеров нововведений, которые вступили в силу в этом году и планируются в следующем. В частности, введение онлайн-касс и электронных больничных, утверждение новых форм расчетов и деклараций, увеличение пени за просрочку по уплате налогов, раскрытие аудиторской тайны, увеличение МРОТ и т.д.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Дмитрий Почуев: «Главный бонус банкротства граждан – реабилитация»

Через месяц в нашей стране появится процедура банкротства физических лиц. Поговорим с юристом правого бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Дмитрием Почуевым о том, чем эта процедура отличается от банкротства юридических лиц, кому она может быть выгодна и на что повлияет.

Управление налоговыми рисками: мнение специалиста

Управление налоговыми рисками компании играет не последнюю роль в общем процессе управления предпринимательскими рисками. Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании и экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета. Что представляет собой управление налоговыми рисками? Кто должен заниматься управлением налоговыми рисками на предприятии? Какие налоговые риски могут сопутствовать бизнесу? Какие меры необходимо предпринимать в рамках управления налоговыми рисками? Об этих и других проблемах нам расскажет Андрей Зуйков, директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-Плюс».

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.