Для сотрудника бухгалтерии суета – постоянный атрибут рабочего дня. Ее последствия очевидны: деятельность становится неэффективной, а результат не соответствует затраченным силам, к тому же она вызывает непрекращающееся нервное напряжение, которое оказывается постоянным спутником трудовой деятельности. Наш эксперт научит исключать из работы непродуктивную активность.
Не секрет, что часто в офисах царит непродуктивная хаотичная активность. Она вызывает стресс и сталкивает сотрудников лбами. Но ее можно победить, если знать, как и почему она возникает. Жить без тревог и суеты можно научиться. Автор описывает приемы, позволяющие бухгалтерам вырваться из плена постоянной нервной озабоченности.
Спешка, стресс, стремление все успеть – часть жизни офисного работника. В этой бесконечной суете проходит большая часть рабочего времени. Суетятся все. Внезапные совещания, планерки, «горящие» проекты, которые всегда сдаются не в срок, внеплановые задания – все это ежедневная реальность менеджера.
Однако для сотрудника бухгалтерии суета, как ни странно, тоже постоянный атрибут рабочего дня. Хотя должно быть наоборот. Бухгалтер обязан работать спокойно и размеренно, ведь его деятельность строго регламентирована. Свободы действий в бухгалтерии мало, в отличие от, например, менеджера по продажам, который должен проявлять инициативу постоянно, а значит, скорее нарушать, чем соблюдать правила. В сфере продаж или закупок нервная беготня оправдана в силу специфики: там работа строится по принципу «волка ноги кормят», но в бухгалтерии нужно анализировать информацию, работать не спеша, поскольку ошибка может дорого стоить.
Последствия ненужной суеты очевидны. Во-первых, такая деятельность неэффективна – результат не соответствует затраченным силам. Во-вторых, непродуктивная хаотичная активность вызывает нервное напряжение. Суетливые люди, совершающие массу ненужных движений, как правило, постоянно находятся в тревоге, в вечном цейтноте, а результат – разрушенное здоровье и психосоматические заболевания.
К психотерапевту обратилась женщина. Она жаловалась на постоянную тревогу и бессонницу. Появились странности в режиме питания. К примеру, то ей ничего не хотелось есть по нескольку дней, то нападал зверский аппетит, когда она накидывалась на любую пищу и наедалась досыта. Доктор стал выяснять, как живет пациентка. Оказалось, что ее интересы свелись только к работе. По профессии она бухгалтер, работает главбухом в строительной компании. На работе вынуждена долго засиживаться, частенько задания приходится брать на дом. Постоянный аврал, времени ни на что не хватает. В общем, довольно распространенная картина в современной коммерческой организации. После беседы психотерапевт сделал заключение, что женщина физически и психически здорова, просто очень не организована и поэтому не может структурировать свою деятельность. Лечебное воздействие свелось не столько к лечению, сколько к обучению навыкам эффективной работы.
Но это еще не все. Третье и самое главное следствие суеты заключается в том, что человеку, постоянно хватающемуся то за одно, то за другое дело, ничего не успевающему, начинает казаться, что это и есть его настоящая работа.
Василий В., коммерческий директор торговой компании, приходит на работу и с самого утра начинает хаотическую активность: например, он без целей вызывает к себе менеджеров, требует от отделов писать планы, после согласования просит их переписать, потом опять согласовывает. Все сопровождается криком, переходящим в истерику. Сотрудники нервничают, вытирают со лба пот. Рвутся документы, бросаются трубки. После утренней «зарядки» наступает небольшой перерыв «на обед», а потом все повторяется.
Однажды в компанию пригласили консультанта по бизнес-процессам, чтобы он оценил ситуацию и дал рекомендации. Первое, что он отметил, – повышенный агрессивный эмоциональный фон общения и множество ненужных действий как у руководства, так и у менеджеров-исполнителей. Консультант предложил снизить уровень напряженности и предложил сотрудникам небольшую методику. В нее были включены рекомендации и упражнения по планированию работы, саморегуляции и другие приемы, помогающие упорядочить работу и сделать ее более осмысленной и спокойной.
Василий В. и его подчиненные стали следовать советам. Атмосфера разрядилась, и проблемы начали решаться менее эмоционально. Но вскоре это наскучило. На совещаниях все чаще стали слышны крики и обвинения, сотрудники привычно напряглись и встревожились. А потом все вернулось на круги своя. Стиль работы стал нервно-хаотичным.