Организация перечисляет деньги физическому лицу: выбираем оптимальный способ.

Какой способ перечисления денег от юридического лица к физическому наиболее выгоден и наименее рискован с точки зрения налогообложения? В каком случае лучше остановиться на залоге или задатке в качестве обеспечения обязательств? Когда не стоит выбирать договор оказания услуг? Почему лучше перечислять деньги «физику», с которым заключен трудовой договор?

Бухгалтеры компаний нередко сталкиваются с необходимостью перечислить определенную сумму денег физическому лицу. Причем желательно сделать это более выгодным способом, с наименьшими налоговыми рисками. Предлагаем вам возможные варианты, с плюсами и минусами каждого.

Физическое лицо не является работником организации

Залог в качестве обеспечения обязательств

Организация и физическое лицо1 заключают любой, не противоречащий ГК РФ договор, например, договор аренды имущества, в обеспечение обязательств по которому организация перечисляет физическому лицу денежные средства в виде залога.

В случае неисполнения (нарушения) организацией своих обязательств по договору залог остается у физического лица. Необходимо иметь в виду, что договор о залоге должен быть заключен в простой письменной форме (ст. 339 ГК РФ).

По мнению налоговиков, для принятия к учету суммы возмещения ущерба, признанной организацией, необходимо наличие документов, подтверждающих признание ею факта неисполнения (нарушения) своих обязательств и позволяющих определить размер возмещаемой суммы, например, двусторонний акт (письмо УФНС по г. Москве от 02.09.2010 № 20-14/2/092618@).

Плюсы:

  1. предметом залога являются денежные средства, поэтому организация не включает перечисляемые средства в базу по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  2. доход, полученный физическим лицом в виде возмещения ущерба, признанного организацией, не облагается страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ).

Минусы:

  1. организация не может учесть понесенные расходы в целях налогообложения прибыли (подп. 16 п. 1 ст. 270 НК РФ);
  2. физическое лицо включает полученные средства в налоговую базу по НДФЛ после того, как организация заявит о невозможности исполнения (нарушении) своих обязательств по договору (п. 1, 3 ст. 210 НК РФ).

Задаток в качестве обеспечения обязательств

Организация и физическое лицо заключают любой, не противоречащий ГК РФ договор, это также может быть договор аренды имущества, в обеспечение обязательств по которому организация перечисляет физическому лицу денежные средства в виде задатка (договор о задатке должен быть заключен в письменной форме – ст. 380 ГК РФ). В случае неисполнения (нарушения) организацией своих обязательств по договору задаток остается у физического лица.

Плюсы:

  1. организация не включает перечисляемые средства в базу по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  2. доход, полученный физическим лицом в виде задатка, не облагается страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Минусы:

  1. организация не может учесть понесенные расходы в целях налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.01.2008 № 03-03-06/1/12);
  2. физическое лицо включает полученные средства в налоговую базу по НДФЛ после того, как организация заявит о невозможности исполнения своих обязательств по договору (п. 1, 3 ст. 210 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.02.2010 № 03-03-06/1/93).

Дивиденды

Физическое лицо является учредителем организации и получает от нее дивиденды по итогам деятельности за период (квартал, год). Участие гражданина в организации должно быть зафиксировано в ее учредительных документах. Причем сведения о составе участников и величине уставного капитала подлежат государственной регистрации.

Минусы:

  1. физическое лицо должно быть участником организации;
  2. чтобы выплачивать дивиденды, организация должна получить прибыль по итогам соответствующего периода (квартала, года);
  3. дивиденды облагаются НДФЛ.

Плюсы:

  1. в отношении дивидендов применяется налоговая ставка НДФЛ в размере 9% (п. 4 ст. 224 НК РФ);
  2. доход, полученный физическим лицом в виде дивидендов, не облагается страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Получение займа

Физическое лицо получает от организации заем в денежной форме. Отметим, что в соответствии со ст. 808 ГК РФ договор займа должен быть заключен в письменной...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.

Работник-инвалид: что нужно знать

Рассказано, на что следует обратить внимание бухгалтеру, если действующий сотрудник стал инвалидом или надо принять на работу инвалида. В частности, какие документы стоит потребовать, как оформить совместительство, какие условия труда и дополнительные гарантии необходимо обеспечить, а также что учесть при расчете заработной платы.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.