Многие организации так или иначе пересекаются в своей деятельности с монополистами. Отказаться от их услуг, товаров или работ практически невозможно (ведь они занимают доминирующее положение на рынке). Но законодатель установил довольно много ограничений, которые монополисты должны соблюдать при работе с контрагентами. Обычным компаниям желательно их знать, как и способы защиты от навязывания своих правил игры крупными партнерами.
В условиях текущего экономического кризиса многие предприятия, вероятно, будут стремиться изменить существующий порядок работы с контрагентами. Кому-то предоставить дополнительные преференции, кого-то, наоборот, поставить в более жесткие рамки. Но конечная цель будет одна – увеличение прибыли собственного бизнеса. На первый взгляд может показаться, что возможность наиболее успешно диктовать свои условия имеется у предприятий-монополистов. Ведь отказаться от производимых ими товаров (работ, услуг) в состоянии далеко не каждый. Однако деятельность лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, имеет серьезные законодательные ограничения. Знание таких нюансов поможет предприятиям, имеющим договорные отношения с монополистами, не допустить ущемления своих прав.
Как узнать монополиста
Традиционно при слове «монополист» многие представляют предприятия электроэнергетики, нефтяной, газовой промышленности и иные подобные корпорации, монопольное положение которых не вызывает сомнения. В то же время с точки зрения законодательства круг лиц, занимающих доминирующее положение на рынке (т.е. тех организаций, чья деятельность осуществляется с учетом антимонопольных ограничений), гораздо шире. Перечень таких организаций не статичен. При достижении определенных законом условий лицо может быть включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях.
Общие правила признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим определены в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Доминирующим признается такое положение на рынке, которое дает лицу (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка конкурентов, и (или) затруднять им доступ на рынок.
Доминирующим считается положение (п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):
- субъектов, чья доля на рынке превышает 50%. Впрочем, компания может доказывать, что, несмотря на такое превышение, ее положение не является доминирующим;
- субъектов с долей на рынке от 35 до 50%, если антимонопольный орган докажет, что положение компании является доминирующим;
- субъектов с долей на рынке менее 35%, если антимонопольный орган установит, что субъект может определять уровень цены и оказывать влияние на общие условия обращения товара, при этом доступ на рынок для конкурентов затруднен, а реализуемый товар не может быть заменен другим.
Своеобразным ориентиром для понимания доминирующего положения может служить постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2012 № Ф09-3506/12. Решением антимонопольного органа было признано доминирующим положение компании на рынке услуг предоставления права проезда по территории земельного участка, принадлежащего ей на...