Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Договоры перевозки очень распространены в деловой практике. Страна у нас большая, и чтобы товар попал из точки А в точку Б, кто-то должен его туда доставить. В связи с тем, что эта сфера деятельности очень специфична, компании далеко не всегда осознают возможные риски. В статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки тех, кто пользуется услугами транспортных компаний, и предложим возможные варианты выхода из сложных ситуаций.

Суть договора перевозки груза очень проста. Одна сторона (перевозчик) за плату обязуется переместить груз, принадлежащий другой стороне (отправителю), из одного места в другое. Кажется, все просто. Но объяснение такой простоте только одно: это общее понятие для очень большого числа специфических отношений. Недаром же перевозка - это единственный вид гражданско-правовых договоров, для регулирования которого используются целые кодексы1, специальные уставы2 и другие законы3.

Перевозка и экспедиция

О сложности отношений, возникающих в ходе перевозки, говорит еще и выделение законодателем отдельного вида договоров - транспортной экспедиции. Хотя для многих компаний на практике это не два разных вида договоров, а единый блок отношений с перевозчиком. И здесь нет ничего удивительного, ведь транспортная экспедиция представляет собой комплексное отношение.

Фрагмент документа

Абзац 1 п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В рамках договора экспедитор может оказывать следующие услуги:

  • заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • отправить, получить, хранить груз;
  • получить документы, необходимые для экспорта или импорта;
  • выполнить таможенные формальности;
  • проверить количество и состояние груза;
  • погрузить и выгрузить груз;
  • перечислить пошлины, сборы и другие платежи.

Надо сказать, что отправители, не до конца представляя специфику перевозок, совершают очень дорогостоящие ошибки. Большая их часть связана с отсутствием внимания к заполнению сопроводительных документов.

Ответственность перевозчика

По закону перевозчик несет ответственность за сохранность груза в течение всего времени перевозки (ст. 796 ГК РФ). Единственное исключение из этого правила - утрата, недостача или повреждение (порча) груза...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Защита от риска подмены листов в договоре: инструкция по применению

Довольно часто контрагенты, подписывая договоры, скрепляют их степлером, ставя подпись на последнем листе. Однако недобросовестные контрагенты (или работники организации, если это трудовой договор) могут пойти на подлог, заменив неподписанные листы на свои, фактически изменив условия договора.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Порядок отмены доверенности

Расскажем об алгоритме действий при отмене доверенности организацией. Каков перечень случаев прекращения документа; в какие сроки и кого надо известить об отмене доверенности; когда прекращаются полномочия; нужно ли составлять акт, если представитель не возвращает отмененную доверенность.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.