Любая компания или индивидуальный предприниматель начинают свою деятельность с заключения договоров с деловыми партнерами. Причем в зависимости от того, насколько грамотно будет построена работа с контрагентами, заключением договоров, подписанием документов, зависит «налоговый» исход дела. Советы от практиков – в нашей статье.
Рассмотрим те проблемы, которые возникают из-за недобросовестных поставщиков товаров (работ или услуг). Разберемся, что можно предпринять, чтобы обезопасить себя от налоговых доначислений со стороны налогового органа.
Любая компания или индивидуальный предприниматель начинают свою деятельность с заключения договоров с деловыми партнерами. Это могут быть и поставщики, и клиенты (покупатели товаров или работ, услуг), и посреднические организации. Иными словами, для ведения нормальной хозяйственной деятельности любому коммерсанту необходимо сотрудничать с иными участниками бизнеса. И вот от того, как правильно будет построена работа с контрагентами, заключением договоров, подписанием документов, зависит «налоговый» исход дела.
Что это значит? Независимо от того, кем вы являетесь: строительной фирмой или оптовой базой, швейной мастерской или производственным цехом, одна сторона сделки будет выступать покупателем товаров (работ, услуг), а вторая – поставщиком. У покупателя оплаченная сумма расходов будет включаться в состав затрат, а у поставщика реализация товаров (работ или услуг) – в состав выручки.
Итак, мы рассмотрим позицию именно покупателя. Почему мы ограничиваемся только покупателем? Да потому, что если у поставщика того же товара покупатель окажется фирмой-однодневкой, то поставщику ничего не грозит. Дело в том, что поставщик сумму выручки включит в состав налоговой базы по прибыли, оплатит НДС и проблем возникать у него не будет. А покупатель, напротив, несет расходы, поэтому у него сумма НДС будет включаться в состав вычета и сумма расходов будет входить в состав затрат для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
Зачем нужна проверка
Как показывает практика, многие поставщики требуют от своих клиентов (покупателей) целую «энциклопедию» документов для заключения хозяйственного договора. На наш взгляд, это лишняя бумажная работа.
На практике встречаются случаи, когда поставщик требует банковские выписки и бухгалтерские балансы предприятия со штампом налоговой инспекции о принятии (причем за несколько лет). При этом по условиям договора отгрузка будет осуществляться по полной предоплате.
На наш взгляд, бухгалтерская отчетность тут лишняя. Банковские выписки еще могут показать картину платежеспособности компании, но сама финансовая отчетность не раскроет всю информацию о предприятии. Конечно, можно, если просит поставщик, подготовить бумаги для подписания договора. Но нужно помнить – если вы покупатель, то именно вы должны просить от поставщика как можно больше документов. Именно вас поставщик может подставить в будущем своей недобросовестностью, и вам придется платить налоги в двойном размере.
Как проверить делового партнера
Обратимся к разъяснениям налоговой службы. В частности, Управление ФНС России по Калужской области разместило у себя следующую информацию.
Самый простой и быстрый способ проверить контрагента – воспользоваться электронными сервисами на сайте ФНС (http://www.nalog.ru/):
- «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» (http://egrul.nalog.ru/). Для получения сведений достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в ЕГРЮЛ. ИНН и ОГРН можно запросить у вашего будущего поставщика. Можно запросить копии соответствующих документов.
- «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке» (https://service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, действительно ли гражданин является руководителем или учредителем организации.
- «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и / или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do).
- «Сведения, опубликованные в журнале “Вестник государственной регистрации”, о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/).
Как советует налоговая служба, можно сделать копии интернет-страниц (скриншоты) с информацией о контрагенте, распечатать их или сохранить на компьютере. Это поможет доказать, что компания действительно проводила проверку контрагента. При этом заверять копии (скриншоты страниц) у нотариуса не надо. Хранить можно обычную копию, а если налоговая служба запросит копию в ходе контрольных мероприятий, тогда можно сделать обычную копию и заверить ее печатью вашей организации и подписью уполномоченного лица.
Как видите, самое главное, с чего стоит начинать сотрудничество с поставщиком, это «пробить» о нем информацию по упомянутым выше сервисам. И, как советуют налоговики, все ваши действия запечатлеть на бумаге. Не поленитесь, сделайте копии страниц в интернете, распечатайте их, подпишите и приложите их к пояснительным запискам, соберите отдельную папку или файл со всеми документами на определенного поставщика. Это поможет доказать, что вы предпринимали все действия для проверки контрагента на добросовестность, и отстоять свои права в суде (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, от 25.05.2010 № 15658/09).
Стоит обратить внимание на то, что претензии со стороны налоговой инспекции могут идти по двум причинам:
1) из-за неосмотрительности компании при выборе делового партнера,
2) из-за недобросовестности самого делового партнера.
После того как будет завершена проверка данных по компании в интернете, можно приступать к сбору следующих документов:
- копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- выписки из ЕГРЮЛ;
- копии протокола об избрании руководителя компании (чтобы видеть, кто будет подписывать договор и иные документы) или решения единственного участника ООО, например, о создании юридического лица;
- копии доверенностей на тех лиц, которые будут подписывать счета-фактуры. Это необходимо для того, чтобы с уверенностью принять поступивший счет-фактуру к учету.
Обратите внимание: даже если предприятие подготовило полный пакет документов, собрало все необходимые копии, поставщик может оказаться обычной фирмой-однодневкой.
Как доказать добросовестность поставщика
Обратимся к судебной практике. Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2016 № Ф09-7619/16, налоговики обращают внимание на следующие моменты:
- является ли руководитель компании номинальным или нет;
- делается анализ движения денежных средств. Это необходимо для того, чтобы выявить характер движения денег по счету, является ли он транзитным или нет;
- есть ли трудовые ресурсы у делового партнера или нет. Часто арбитры поддерживают позицию налоговой службы на том основании, что у сомнительного поставщика нет наемных работников. Это может говорить о фиктивности сделки. Но даже в этой ситуации (когда у вашего поставщика нет достаточного количества наемных работников) можно доказать свою правоту. А вдруг поставщик оказывал услугу и (или) работы и для этого привлекал стороннюю компанию. Если есть связь с поставщиком, то необходимо запросить у него соответствующие копии документов;
- изучается договор с поставщиком. Если заключено тройственное соглашение, то уже к этому договору будет более пристальное внимание как со стороны налоговой инспекции, так и со стороны судей.
Особое внимание хотелось бы обратить на такой фактор, как отсутствие работников у поставщика. По мнению инспекции, предприятие не может оказывать услугу, если у него нет наемных работников. Хотя в данном случае работа без оформления сотрудников по трудовым договорам ну никак не должна отражаться на компании-покупателе.
Приведем примеры положительного решения дела.
Как следует из материалов дела, у поставщика не хватало трудовых ресурсов и к выполнению работ были привлечены субподрядчики. Это то, о чем мы говорили выше – если у самого предприятия не хватает специалистов, оно вправе привлечь сторонние организации. Подтверждение находится и в судебной практике (см. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2016 № Ф09-6767/16 по делу № А71-3766/2015).
А как отметили судьи Арбитражного суда Центрального округа, незначительное количество сотрудников, отсутствие материальных ресурсов не могут свидетельствовать о получении обществом необоснованной налоговой выгоды, поскольку налогоплательщику, являющемуся участником экономических отношений, предоставлены различные гражданско-правовые механизмы осуществления деятельности с целью получения прибыли (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2016 № Ф10-2563/2016 по делу № А54-4161/2015).
Но есть и отрицательные результаты.
Компания закупала лесоматериалы у одного из поставщиков. Как выяснилось в ходе проверки, в товарно-транспортной накладной было указано, что лесоматериалы были доставлены автомобилем с обычным прицепом. Конечно, грузить и доставлять лес на обычном прицепе невозможно. Более того, численность поставщика по документам – только один руководитель (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2016 по делу № А03-16225/2015).
Общество заключило договоры субподряда с организациями, которые не сдавали сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган в течение нескольких лет. Здесь так же возник спорный вопрос относительно численности сотрудников. Кроме того, у поставщиков услуг основным видом деятельности по документам являлось управление ценными бумагами, а не тот вид деятельности, услуги по которому были указаны заказчику (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2016 по делу № А27-22667/2015).
Штраф в размере 5 млн руб. по налогу на прибыль и 3 млн руб. по НДС будет оплачивать компания, которая заключила договоры на оказание услуг с сомнительными поставщиками. Одной из причин установления сомнительности стал факт непредставления в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ. Иными словами, невыполнение налоговых обязанностей поставщиком сказывается на заказчике (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2016 по делу № А27-22667/2015).
Данные о деловом партнере можно получить в своей инспекции
Если в ходе сотрудничества возникают сомнения, налогоплательщик (компания или предприниматель) вправе обратиться в свою инспекцию с запросом о контрагенте. Как его правильно написать? В нем необходимо указать, что компания просит представить информацию о том или ином поставщике, указать его ИНН и название; далее попросить дать ответ – сдается ли налоговая отчетность, в частности, сведения по форме 2-НДФЛ, нет ли просрочки по сдаче деклараций в налоговый орган. Даже если такая информация не будет представлена, надо обязательно сохранить второй экземпляр письменного запроса в ИФНС, копию почтовой квитанции об отправке и копию почтового уведомления о получении письма. Это поможет в случае судебного вмешательства доказать факт проявления осмотрительности.
Подведем итоги: когда компания или индивидуальный предприниматель подписывают договор с поставщиком товаров (работ или услуг), но при этом поставщика не знают, никогда о нем не слышали, рекомендаций не получали, лучше всего провести проверку и собрать как можно больше документов по будущей сделке.
Порядок будущей проверки контрагента зависит от вида деятельности (строительство или торговля; производство или транспортные услуги). Необходимо серьезно подойти к вопросу выбора поставщика. Например, если компания заказала доставку крупногабаритного груза, то в товарно-транспортных накладных не должны фигурировать легковые автомобили.
Досье на будущего делового партнера можно собрать и в форме копий с документов, выписок из ЕГРЮЛ, сканированных копий и скриншотов с экрана монитора.
Мнение эксперта
Евгений Артамонов, ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
В большинстве случаев налогоплательщик узнает о неблагонадежности контрагента не в момент заключения договора, а уже при проведении налоговой проверки. Чтобы избежать участи оправдывающегося, советуем внедрить в компании порядок преддоговорной проверки контрагентов.
Помимо перечисленных не будет лишним обратить внимание на такие детали:
- является ли ваш контрагент посредником. Дело в том, что систематическое использование посредников в бизнесе вызывает подозрение в получении необоснованной налоговой выгоды. Так, например, ФАС Московского округа в постановлении от 02.07.2014 № Ф05-6434/2014 по делу № А40-156923/13-115-786 указал, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду, в частности, потому, что использовал посредников для совершения операций;
- кем именно и при каких обстоятельствах подписывался договор. Если это произошло не при личной встрече, а путем обмена оригиналами, не исключено, что впоследствии подписант будет отрицать свою причастность к деятельности контрагента и не признает принадлежность подписи. В результате налоговый вычет окажется под вопросом;
- располагается ли контрагент по заявленному адресу, доступны ли для связи указанные им номера телефонов. Отсутствие связи с контрагентом налоговый орган расценивает как один из признаков фирмы-однодневки. Аналогичного мнения придерживается Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 04.02.2016 № Ф09-11275/15 по делу № А60-13485/2015 (определением Верховного Суда РФ от 10.05.2016 № 309-КГ16-5375 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).
В заключение отметим, что каким бы безупречным ни выглядело «досье добросовестного налогоплательщика», оно только помогает налогоплательщику в споре с налоговым органом. Досье не станет панацеей, если нет надлежащим образом оформленных документов по сделке (договора, актов, накладных, счетов-фактур и т.д.).