Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.
Те, кто работают с наличностью, постоянно сталкиваются с различными дефектами купюр и монет. Загрязнение, износ, надрыв, потертости, отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, отсутствие углов или краев - вот лишь некоторые из возможных дефектов. Более того, купюры (реже - монеты) могут и вовсе оказаться фальшивыми. В статье мы расскажем о том, что делать, если клиент пытается расплатиться дефектными или фальшивыми деньгами или если такие деньги уже оказались в кассе организации.
Денежные знаки (банкноты и монеты) можно разделить на 3 категории:
- платежеспособные. Это деньги без повреждений или имеющие незначительные повреждения (например, небольшие надрывы). Расплачиваться ими можно везде;
- имеющие серьезные повреждения (например, купюры, у которых оторвана значительная часть). Их принимают к обмену по номиналу или к оплате, но только в кредитных организациях;
- неплатежеспособные (расслоенные банкноты, купюры с отпечатанным словом «образец», составные части монет, в которых конструктивно присутствуют диск и кольцо и др.). Такие деньги не принимаются ни к обмену, ни в оплату.
Платежеспособные деньги
Расплачиваться можно наличными деньгами без повреждений или имеющими дефекты, перечисленные в п. 1 указания Банка России от 26.12.2006 № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» (далее - Указание № 1778-У). Для банкнот такими небольшими дефектами являются:
- загрязнение, износ, надрыв;
- потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски...