Налогоплательщик может уменьшить начисленную сумму НДС на налоговые вычеты. И если сумма вычетов превышает исчисленный налог, то он подлежит возмещению. При представлении в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, инспектор проводит ее камеральную проверку, по результатам которой принимается решение либо возместить, либо отказать в возмещении суммы налога полностью или частично. О том, на что бухгалтеру обратить внимание и что ждать от «камералки», читайте в статье.
Рассмотрим, как подготовиться к камеральной налоговой проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога из бюджета, и что ждать от нее. Изучим изменения, которые начали действовать с 01.01.2015, а также последнюю арбитражную практику.
Налогоплательщик может уменьшить начисленную сумму НДС на налоговые вычеты. И если сумма вычетов превышает исчисленный налог, то он подлежит возмещению. Но лишь в сумме, которая рассчитывается как положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного налога (п. 1 ст. 176 НК РФ).
Обычно с этим сталкиваются налогоплательщики:
- осуществляющие экспортные операции;
- реализующие произведенную ими продукцию со ставкой 10%, при этом приобретающие товары (работы, услуги) со ставкой 18%;
- вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели), когда их доходы от реализации еще невелики, но они несут огромные затраты на приобретение сырья (работ, услуг).
При представлении в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, инспектор проводит ее камеральную проверку, по результатам которой руководитель (заместитель руководителя) инспекции примет решение либо возместить, либо отказать в возмещении суммы налога полностью или частично (п. 3 ст. 176 НК РФ).
Случаи, порядок, период и сроки проведения проверки
Инспекция проводит камеральную проверку декларации по НДС, в которой заявлено право налогоплательщика на возмещение налога (далее – декларация), по общим правилам, установленным ст. 88, 100, 101 НК РФ. В отличие от выездной проверки, для ее начала (как и для проведения каких-либо мероприятий налогового контроля в ее ходе) разрешения руководителя инспекции не нужно, она начинается автоматически после представления декларации в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом ИФНС не должна сообщать организации, что в отношении нее проводится камеральная проверка.
Обратите внимание, что согласно п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны представить в инспекцию по месту своего учета декларацию только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Поэтому днем представления декларации считается дата отправки декларации или расчета (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), которая автоматически фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи. Тем не менее налогоплательщику лучше еще иметь квитанцию о приеме декларации, которую инспекция обязана передать в электронной форме в течение суток после получения декларации (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 3 разд. II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169).
Следует иметь в виду, что камеральная проверка декларации всегда проводится той инспекцией, в которую она подана, т.е. по месту регистрации налогоплательщика, и, в отличие от выездной налоговой проверки, всегда по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Однако обратите внимание: с этого года проверяющий инспектор имеет доступ на территорию или в помещение налогоплательщика при проведении не только выездной, но и камеральной проверки, если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ). Причем пустить на свою территорию или в помещение налогоплательщик должен, только если инспектор предъявит служебное удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) ИФНС.
Помните, что камеральная проверка всегда касается того налога и периода, которые указаны в самой декларации. Если налогоплательщик подает уточненную декларацию, то также проверяются только тот налог и период, по которым она представлена.
Срок проверки составляет три месяца с даты, следующей за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем продления трехмесячного срока камеральной проверки, как и ее приостановления, налоговое законодательство не предусматривает (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009, от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009, ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-458/09-С2).
Вместе с тем во время рассмотрения материалов проверки, которое выходит за пределы трехмесячного срока, руководитель инспекции может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 650-О-О). Срок их проведения не должен превышать одного месяца.
Получив декларацию, инспекция прежде всего проверяет, представлена ли декларация в установленные НК РФ сроки. Затем проводит сверку контрольных соотношений, сличая данные декларации с показателями декларации за предыдущие периоды, а также с данными отчетности за этот же период по другим налогам. Инспектор должен проверить, что в декларации и документах (предъявленных в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ) нет ошибок (противоречий, несоответствий).
Если они будут обнаружены, то с налогоплательщика потребуют представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Налоговый орган не имеет права требовать пояснений, если в представленной декларации не выявлены ошибки либо противоречия и несоответствия (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Московского округа от 28.04.2012 по делу № А40-87461/11-99-409, ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 по делу № А56-29535/2010).
Пояснения представляются в инспекцию в течение 5 рабочих дней, хотя за непредставление (несвоевременное представление) пояснений нормами НК РФ ответственность не предусмотрена, т.к. это право налогоплательщика, а не его обязанность. Добавим, что проверяющий инспектор вместе с пояснениями может запросить и документы.
Несмотря на то что п. 3 ст. 88 НК РФ говорит о представлении только пояснений, президиум ВАС РФ в постановлении от 15.03.2012 № 14951/11 указал, что налоговики вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы, если в ходе камеральной проверки были выявлены несоответствия данных представленной отчетности с имеющимися у налогового органа сведениями.
Обратите внимание: требовать пояснений (истребовать документы), согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговые органы вправе только в том случае, если в декларации они выявят ошибки (противоречия, несоответствия). Это не нужно путать с истребованием документов, подтверждающих налоговые вычеты, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ (о котором речь пойдет далее). Их налоговики вправе истребовать в любом случае, независимо от того, выявлены какие-либо ошибки (противоречия, несоответствия) или нет.
Какие же мероприятия налогового контроля могут проводить инспекторы в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению из бюджета? Выделим их:
- истребование документов и информации у самого налогоплательщика и его контрагентов, а также третьих лиц;
- допрос свидетеля;
- привлечение...