Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Налоговое законодательство обязывает налогоплательщиков попытаться урегулировать налоговые споры по камеральным и выездным налоговым проверкам в досудебном порядке. Поэтому компаниям необходимо четко понимать свои права на этапе досудебного урегулирования спора с инспекцией, на что следует обращать внимание и как можно наиболее эффективно построить свою позицию, включая подготовку документов.

Досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговиков обязателен для налогоплательщиков. Его несоблюдение будет являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, если налогоплательщик обратится в суд.

В данной процедуре есть несомненные плюсы. Организация или предприниматель могут урегулировать спор с инспекторами в досудебном порядке в свою пользу. Это освободит их от налогового бремени и взыскания недоимки (пеней, штрафов) либо позволит получить возмещение налога из бюджета в более короткие сроки, а также значительно сэкономит время и бюджет, необходимые на участие в судебном разбирательстве.

Действия налогоплательщика до вынесения акта налоговой проверки

При проведении камеральной или выездной налоговой проверки ИФНС, как правило, запрашивает у проверяемой организации документы или пояснения. Налоговым законодательством предусмотрены несколько форм истребования пояснений, в том числе:

  1. требование о представлении пояснений и
  2. требование о представлении документов (информации).

Причем направление требования о представлении пояснений является не только правом инспектора, но обязанностью, если при проведении проверки он выявил ошибки или расхождения в декларации. В случае пренебрежения данной стадией налогового контроля решение, принятое по итогам проверки, может быть признано недействительным, поскольку до составления акта проверки налогоплательщик не был проинформирован о выявленных ошибках и лишен права на дачу пояснений по этому поводу.

Основаниями для истребования пояснений согласно п. 3 ст. 88 НК РФ могут быть:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у ИФНС и полученным в ходе налогового контроля;
  • обоснование размера полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение показателей налоговой декларации при подаче уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее поданной.

Пояснения налогоплательщик представляет в произвольной форме. Здесь налогоплательщику важно грамотно и аргументированно изложить свою позицию. Для ее подтверждения он может дополнительно представить в инспекцию копии документов, выписки из регистров налогового,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Если ваш контрагент – фирма-однодневка

Работая с однодневкой, вы должны понимать, что в случае предъявления претензий налоговиков в суде их будет сложно опровергнуть. Арбитры стали повсеместно указывать на непроявление организациями должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Поэтому прежде, чем заключить договор, следует тщательно проверить поставщика. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в статье нашего эксперта.

Уточняем НДС: что необходимо знать

Любой бухгалтер знает: если ошибка или факт неотражения сведений привели к неполной уплате налога, то составление уточненной декларации обязательно. Давайте рассмотрим, когда составление уточненной декларации по НДС необходимо (ошибки свои или контрагента, экспорт не подтвержден), а когда она не понадобится (несущественные ошибки, опоздавшие документы или корректировочные счета-фактуры). Расскажем, на что обратить внимание при составлении «уточненки».

Все, что вы хотели знать о камеральных проверках

Каковы сроки проведения камеральной проверки? Какой период могут захватить? В чем заключается проверка? Когда налоговики могут прибегнуть к углубленному контролю? Каков порядок предоставления документов? Что должно содержаться в требовании? Когда проверка считается оконченной? В каких случаях налоговые органы имеют право прибегнуть к дополнительным мероприятиям? Читайте в материале нашего эксперта.

Добро пожаловаться: где и как отстаивать свои права налогоплательщику

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый налогоплательщик. Есть несколько путей защиты (обращение к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инспекцию, прокуратуру, суд). Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств. Посмотрим, какой способ выбрать и как составить обращение.

Добро пожаловаться: где и как отстаивать свои права налогоплательщику

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый налогоплательщик. Есть несколько путей защиты (обращение к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инспекцию, прокуратуру, суд). Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств. Посмотрим, какой способ выбрать и как составить обращение.

Уточняем НДС: что необходимо знать

Любой бухгалтер знает: если ошибка или факт неотражения сведений привели к неполной уплате налога, то составление уточненной декларации обязательно. Давайте рассмотрим, когда составление уточненной декларации по НДС необходимо (ошибки свои или контрагента, экспорт не подтвержден), а когда она не понадобится (несущественные ошибки, опоздавшие документы или корректировочные счета-фактуры). Расскажем, на что обратить внимание при составлении «уточненки».

Если ваш контрагент – фирма-однодневка

Работая с однодневкой, вы должны понимать, что в случае предъявления претензий налоговиков в суде их будет сложно опровергнуть. Арбитры стали повсеместно указывать на непроявление организациями должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Поэтому прежде, чем заключить договор, следует тщательно проверить поставщика. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в статье нашего эксперта.

Налоговая проверка в компании: как подготовиться

Самым надежным способом подготовки компании к налоговой проверке остается постоянное внимание к деталям и содержание в порядке документов, электронной информации, досье контрагентов, регулярный инструктаж персонала. Это позволит компании и индивидуальному предпринимателю снизить налоговые риски и поможет оспорить решение налоговиков, если такая необходимость возникнет. Как оценить вероятность скорой проверки, а также на что обратить внимание перед неминуемым приходом инспекторов, как подготовить сотрудников, читайте в статье.