Top.Mail.Ru

Новые способы общения налоговиков с налогоплательщиками

Этим летом в НК РФ вступил в силу целый блок поправок, касающийся взаимоотношений организаций и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами. Наиболее важные изменения коснулись таких вопросов, как электронный документооборот, предоставление документов в ИФНС, рассмотрение контролерами материалов проверок.

В целях реализации плана мероприятий по совершенствованию налогового администрирования был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 130-ФЗ). Большинство изменений вступили в силу со 2 июня 2016 года1. В целом следует отметить, что Закон № 130-ФЗ позитивен для налогоплательщиков. В статье проанализируем наиболее значимые изменения, которые могут затронуть отношения налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) и контролеров в ходе проверочных мероприятий.

Электронный документооборот

Первая группа поправок затронула правила электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. В частности:

1. Урегулированы сроки и порядок исполнения обязанности налогоплательщика обеспечить получение от налоговых инспекций документов в электронной форме ( п. 5.1 ст. 23 НК РФ2):

  • такая обязанность должна быть исполнена в течение 10 дней со дня возникновения любого из оснований, установленных п. 3 ст. 80 НК РФ. Напомним, что п. 3 ст. 80 НК РФ определяет категории налогоплательщиков, которые обязаны представлять в инспекцию налоговые декларации (расчеты) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Иными словами, налогоплательщик, обязанный подавать декларации в электронной форме, жестко ограничен сроками, когда он должен наладить электронный документооборот с налоговиками;
  • установленный Законом № 130-ФЗ порядок включает и регулирование отношений налогоплательщика с операторами электронного документооборота и представителями, уполномоченными получать документы от налоговых инспекций, полномочия которых должны быть подтверждены в течение трех дней.

Почему важно обратить внимание на эту норму: в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налоговики вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банках, а также переводы электронных денежных средств (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Приостановление может быть отменено не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме.

2. Установлено новое правило, согласно которому налогоплательщики, обязанные представлять декларации по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной налоговой проверки могут представлять пояснения только в электронной форме по установленному ФНС России формату (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Почему важно...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?