Top.Mail.Ru

Место нахождения юридического лица: учитываем тонкости закона

Бухгалтеру знакомы понятия «юридический», «фактический» и «почтовый адрес». Однако с 2014 года на смену им пришли – «место нахождения юридического лица» и «адрес в пределах места нахождения». В статье рассказано, как грамотно указывать адреса организации в уставе и иных документах, чтобы компания не была оштрафована и избежала других неприятных последствий.

В чем разница между юридическим, фактическим, почтовым адресом, а также местонахождением и адресом в пределах места нахождения организации? Как исторически эти понятия сменяли друг друга? И как сейчас грамотно указывать адрес юрлица в документах? Ведь если у организации в ЕГРЮЛ значится не фактический адрес, то ей грозят весьма негативные последствия. Затронут вопрос порядка указания элементов адреса в документах.

За все операции с адресной информацией (присвоение, корректировка, аннулирование) отвечает местный орган самоуправления1. После присвоения адреса он вносится в единый адресный реестр2.

Теперь приведем основные определения.

Фрагмент документа

Статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) адрес – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать...

Фрагмент документа

Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234

...21. Почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.

В нашей повседневной жизни почтовый адрес является единственно правильным способом описания местонахождения недвижимых объектов, таких как здания, строения, сооружения (в которых и располагаются адресаты – получатели корреспонденции). Общепринятой практикой является указание адреса организации на большинстве документов, направленных «во вне» (на письмах, договорах и т.д.).

Указывать ли адрес на внутренних документах, обычно определяется самой организацией, в идеале – путем разработки и утверждения используемых ею форм документов. Обратите внимание, что адрес не является обязательным реквизитом бухгалтерского первичного учетного документа3, в унифицированных формах кадрового учета4 он тоже отсутствовал (там идентификация организации производилась по ОКПО).

Как было раньше: юридический, фактический и почтовый адреса

Давайте вспомним, почему вообще возникло противопоставление между терминами «юридический» и «фактический» адрес? Основной причиной послужила узость законодательного подхода к регистрационным процедурам.

В результате недобросовестные предприниматели не стремились к тому, чтобы их было легко найти.

А добросовестные не всегда могли указать фактический адрес в качестве юридического. Запрет на регистрацию компаний по домашнему адресу учредителей или директора приводил к тому, что начинающие свой бизнес люди были вынуждены искать некое «представительское» место для формального указания в уставе и госреестрах. В разные периоды времени и в разных субъектах РФ по-разному решался вопрос о том, может ли организация располагаться в жилом помещении. Единой практики не было. Точкой в этом споре можно считать вступление в силу Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указавшего наконец, какие документы подаются при регистрации по домашнему адресу.

Кроме того, снимать полноценный офис достаточно дорого. И стали расцветать буйным цветом «регистрационные» конторы, предлагающие так называемый юридический адрес. То есть формальный адрес, по которому организация не только не находилась, но зачастую предприниматель даже не видел этого помещения. Зато данный адрес был официально внесен во всевозможные государственные реестры, а после 2002 года – в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Ну а поскольку бизнес вести как-то надо (контактировать с партнерами, клиентами, да и госорганами), то появилась «привычка» указывать еще и фактический адрес.

Когда налоговая (в основном в рамках кампании войны с однодневками) стала бороться с указанием в качестве...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?