Top.Mail.Ru

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Как известно, ошибки свойственны всем людям. И проверяющие из налоговой инспекции не исключение. Они нередко нарушают законодательство как в ходе проведения проверок, так и при оформлении их результатов. Некоторые нарушения можно считать незначительными, техническими. Их наличие вряд ли поможет компании оспорить результаты проверки. А вот другие, более серьезные ошибки вполне могут стать основанием для отмены итогового решения. Расскажем, какие именно оплошности налоговиков компания может обернуть в свою пользу.

Ошибка № 1. Компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки

Руководитель налоговой инспекции (или заместитель руководителя) обязан известить компанию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Отсутствие такого извещения серьезно ущемляет права компании: она лишается возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ) и давать объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Ситуации, когда налоговики вообще не извещают компанию о рассмотрении материалов проверки, - большая редкость. Гораздо чаще они делают это несвоевременно или забывают сообщить компании важные для нее сведения.

Извещение составляется по специальной форме (приложение № 25 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Налоговики должны внести в нее довольно много сведений. Это, в частности, номер и дата извещения, реквизиты решения о проведении проверки, а главное - адрес (включая номер комнаты), дату, точное время рассмотрения материалов проверки, подпись и Ф.И.О. руководителя налоговой инспекции (или заместителя руководителя). Анализ судебной практики показывает, что основанием для отмены решения по проверке могут стать следующие нарушения:

  • в извещении есть дата, но не указано время рассмотрения материалов проверки (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2010 по делу № А19-6580/10, ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу № А65-2850/2010);
  • в извещении нет подписи должностного лица (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/9047-10 по делу № А40-122389/09-114-864);
  • на момент рассмотрения материалов проверки у инспекции не было информации о том, что компания получила (или не получила) извещение (постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2012 по делу № А13-9118/2010, ФАС Поволжского округа от 14.12.2012 по делу № А57-3863/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2011 по делу № А33-449/2011). При этом реестр почтовых отправлений не будет доказывать факт получения извещения (постановления ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС Центрального округа от 24.02.2011 по делу № А54-2176/2010С3).
    Однако если компания будет намеренно уклоняться от получения извещения, суд оставит решение по итогам проверки в силе...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Место нахождения юридического лица: учитываем тонкости закона

Бухгалтеру знакомы понятия «юридический», «фактический» и «почтовый адрес». Однако с 2014 года на смену им пришли – «место нахождения юридического лица» и «адрес в пределах места нахождения». В статье рассказано, как грамотно указывать адреса организации в уставе и иных документах, чтобы компания не была оштрафована и избежала других неприятных последствий.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?