Как доказать наличие трудовых отношений при отсутствии трудового договора, приказа о приеме на работу и др. кадровых документов?

Судебные разбирательства об установлении факта трудовых отношений – достаточно распространенное явление. В каждом конкретном случае судам приходится оценивать всю совокупность представляемых сторонами доказательств.

В этой истории гражданка утверждала, что работала в ООО «Юнитпрайм» в г. Екатеринбург в цехе в должности контролера ОТК. Нашла работу по объявлению в сети Интернет, созванивалась по поводу работы с директором ООО, с ним же были согласованы размер оплаты труда, режим работы и трудовые обязанности. Но в нарушение законодательства работодателем не были оформлены трудовые отношения (трудовой договор и др. документы), несмотря на то что гражданка регулярно об этом просила.

Согласно устной договоренности с директором, размер заработной платы составлял 25 000 рублей за 1-й месяц работы и в последующем 30 000 рублей ежемесячно.

Гражданка работала в ООО с октября 2017 по апрель 2018 г. За данный период ей были перечислены только 25 000 рублей за ноябрь 2017 г. и 5 500 рублей за декабрь 2017 г. В апреле женщина уволилась, не получив оставшуюся заработную плату и компенсацию за неотгулянный отпуск. Она обратилась в суд.

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в августе 2018 г. (дело № 33-19091/2018) посчитал трудовые отношения недоказанными, т.к. отсутствовали:

  • трудовой договор;
  • приказ о приеме на работу;
  • запись о приеме на работу в трудовой книжке;
  • доказательства выплаты гражданке данным ООО заработной платы (позже выяснилось, что 2 платежа поступили гражданке с личной банковской карточки директора ООО).

Но Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в ноябре 2018 года решила иначе, благодаря совокупности следующих доказательств:

  • детализации соединений от оператора сотовой связи, из которых следует, что гражданка и директор ООО неоднократно созванивались;
  • переписке гражданки и директора ООО посредством мессенджера «WhatsApp» по организационным вопросам;
  • справке из банка о перечислении гражданке денежных средств с банковской карты директора ООО. Но тот пояснил, что сам их не перечислял, хотя это мог сделать его брат, который имел к ней доступ;
  • директор ООО сказал суду, что не отрицает возможности приема гражданки на работу в цех на должность контролера ОТК его братом. Хотя директор почти ежедневно бывал на работе, иногда заходил в цех и не мог не видеть там гражданку, работающую за компьютером.

Итак, факт наличия трудовых отношений суд все-таки признал, но доказать обещанный размер заработной платы в 30 000 гражданке не удалось. Поэтому суд:

  • посчитал размер заработной платы, подлежащей доплате, из расчета 9 217 рублей в месяц – это минимальная заработная плата в Свердловской области на тот момент (получилось порядка 39 тыс. рублей за весь «неоплаченный» период);
  • от этой же суммы были рассчитаны проценты за задержку заработной платы (4,8 тыс. рублей) и
  • компенсация за неиспользованный отпуск (4,7 тыс. рублей);
  • взыскал еще компенсацию морального вреда (10 тыс. рублей) и
  • расходы на оплату юридических услуг (10 тыс. рублей).

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.