Цифровая гигиена

На заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшем 10.12.2020, председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» К.В. Кабанов поднял вопрос о необходимости защиты цифровых прав граждан России в XXI веке. Он отметил, что погружение человека в цифровую среду несет новые серьезные угрозы: кибератаки; компьютерное мошенничество; нарушение приватности и тайны личной жизни из-за всеобъемлющей слежки; злоупотребления персональными данными пользователей; быстрорастущие возможности цифровой дискриминации граждан государством и частными корпорациями; усиление информационной войны за владение массовым сознанием и др. К.В. Кабанов подчеркнул, что «усилению этих угроз способствует низкая цифровая грамотность не только граждан1, но и бизнеса, а также низкая социальная ответственность бизнеса».

Докладчик отметил, что процессы цифровизации сейчас идут со значительным опережением развития законодательства, защищающего цифровые права. К примеру, нет цифрового кодекса. Кабанов привел 2 интересных примера:

  • москвичка в качестве эксперимента и примера нарушения ее прав купила за 16 тысяч рублей данные с камер наблюдения за месяц обо всех своих передвижениях. Эти формально закрытые данные она смогла приобрести фактически через взятку. А камеры натыканы по всей Москве, в т.ч. на Лубянке, на Октябрьском поле, в Ясенево – и появляется новая реальная угроза раскрытия сотрудников спецслужб. Подобных угроз все больше и больше;
  • пользовательница поисковика и мобильного оператора в течение нескольких дней делала со своего смартфона запросы по товарам для беременных. Она хотела купить новогодний подарок для своей беременной подруги. Поисковик и мобильный оператор собрали эти данные, передали их одному из своих партнеров – кадровому сервису, который, в свою очередь, сделал пометку о возможной беременности на ее резюме, а она искала работу. Естественно, у нее появились сложности с трудоустройством.

В результате 28.01.2021 было дано поручение разработать до 01.08.2021 проект концепции защиты прав и свобод человека в цифровом пространстве РФ и проект «дорожной карты» по ее реализации.

На том же заседании советник Президента РФ В.А. Фадеев поднял вопрос о цензуре иностранных интернет-платформ. Так, на YouTube в последние годы около 200 русско­язычных каналов были помещены его администраторами в «черный список». Наши российские СМИ не нарушают российских законов, «тем не менее на основе непонятных нам причин Google их блокировал». «Сложилась парадоксальная ситуация, что в русскоязычном интернет-пространстве, где легально работают российские СМИ, состоящие из российских граждан, производящих контент на русском языке... правила функционирования этого контента... осуществляют люди... которые находятся где-то за рубежом, за океаном, непонятно где». Наши апелляции к ним не возымели никакого резонанса, «в ответ мы ничего не получили... Если... не принудить этих цифровых гигантов... регистрироваться в нашем российском правовом поле в форме совместных предприятий, представительств, ООО... то мы... не изменим ситуацию, не сможем на них просто влиять»2.

Было дано поручение разработать до 01.08.2021 предложения по решению данного вопроса.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Сноски 2

  1. Прим. ред.: см. статью «Цифровое поведение – ​разумный подход» в № 2’ 2021 на стр. 58. Вернуться назад
  2. http://www.kremlin.ru/events/councils/64638 Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.